Элита в средствах массовой информации
Элита в средствах массовой информации может рассматриваться как политическая, экономическая или информационная элита, каждая из которых представляет в средствах массовой информации свою группу интересов, которые нередко пересекаются и в чем-то совпадают, при этом можно наблюдать и столкновения интересов, и борьбу в информационном поле различных противоборствующих сторон.
В активном, а порой и навязчивом присутствии представителей политических элит в средствах массовой информации, направленном на достижение их политических целей, часто просматривается заказной характер информации политического толка. В связи с чем, легко объясним тот факт, что обслуживанием интересов политической элиты нередко занимаются представители информационной элиты, как лица, имеющие неформальные отношения с представителями политической власти и ожидающие получения «своей доли» в «конечном продукте». Аналогично выглядят и отношения информационной элиты с представителями других групп элит, например, с финансовой, научной или военной, когда каждая из этих групп преследуя и отстаивая свои интересы, учитывает также и интересы продвигающей их правящей в информационном пространстве «верхушки».
Сотрудничество и даже слияние различных элитных группировок в борьбе за сферы политического, экономического и информационного влияния можно наблюдать в продвижении интересов при назначении на ответственные руководящие должности в средствах массовой информации так называемых «своих людей», которые всеми своими силами и имеющимися у них возможностями будут отстаивать их интересы в обществе.
Элита является устойчивой общностью людей, которые объединены общими интересами, имеют доступ к реальной власти и рычагам управления обществом.
С точки зрения таких научных дисциплин как политология и социология, можно сказать, что элита является совокупностью людей, которые занимают в управлении государствами, союзами государств, в экономике высокие руководящие должности.
Элиты характеризуются осуществлением функций управления социумом, кроме того они регламентируют разработку новых стереотипов (моделей) поведения при замене предыдущих парадигм общественной жизни на новые, что дает социуму возможность адаптироваться в условиях, когда в окружающей среде или в этническом ландшафте произошли изменения.
Для элит может быть характерна как структурная открытость к воздействию внешнего влияния, то есть демократии, так и полная закрытость от постороннего вмешательства (когда речь идет об обществе авторитарного типа).
В рамках политического подхода к определению элиты как понятия следует заметить, что в этом случае определяющим критерием выступает тот факт, что эта элита обладает реальной властью или оказывает существенное влияние на ход политических процессов, при этом не берутся в расчет ни моральные, ни интеллектуальные качества отдельных представителей этой элиты.
В рамках же ценностного (меритократического) подхода к определению элиты как понятия на первый план выступают такие характеристики тех, кого относят к элите, как наличие более высокого интеллекта, способностей, таланта, компетентности в сравнении со средними показателями, имеющимися в конкретном социуме.
Классификация элит
Элиту можно разделить на две группы по степени формальности влияния:
- формальная элита;
- неформальная элита.
К формальной элите относятся обладатели реальной власти, основанной на занимаемом в иерархических структурах положении.
К неформальной элите относятся те, которые не являются официальными представителями иерархических структур и, несмотря на это оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения и поведения ощутимой части социума.
По уровню формальной востребованности выделяют:
- действующие элиты;
- контрэлиты.
Элита, обладающая реальной властью, является действующей элитой.
К контрэлите следует относить ту часть социальной группы и бюрократии, которая отстаивает свое право на создание новой элиты или вхождение в ту, которая существует.
По характеру формирования выделяют:
- номенклатурную элиту;
- ситуативную элиту.
Номенклатурная элита формируется по принципу, аналогичному принципу формирования династий.
Формирующаяся в переломные исторические моменты ситуативная элита оказывается наиболее продуктивной, когда деградировавшая, утратившая свой авторитет существовавшая ранее элита невольно уступает ей свое место.
Утверждаясь на фоне предыдущей элиты, ситуативная элита обосновывает своевременность предлагаемых ею идей и решений, доказывает несомненность своей общественной пользы. Однако со временем ситуативная элита постепенно превращается в элиту номенклатурную.
По сфере деятельности выделяют:
- политическую элиту;
- научную элиту;
- финансовую элиту;
- военную элиту.
Особенности присутствия различных групп элит в средствах массовой информации
В условиях современных информационных возможностей взаимодействие групп элит со средствами массовой информации, присутствие в них претерпевает значительные изменения. В недавнем прошлом представителям политической и других форм элит достаточно было делегировать некоторые из своих полномочий представителям средств массовой информации, предоставляя им для осуществления деятельности финансовые возможности, и фактически предпринимая крайне незначительное вмешательство в их профессиональную деятельность. Удобства этого положения состояли в том, что можно было ограничивать свои прямые, непосредственные отношения с общественностью, использовать информационную власть исключительно как удобного, профессионального посредника. В сегодняшних условиях во избежание принятия опрометчивых решений представители элит вынуждены выходить на прямой диалог с общественностью.
Роль элит информационной среды в современной жизни и их характерные особенности
Несмотря на происходящие существенные изменения в соотношении сил профессиональных представителей традиционных средств массовой информации и зародившихся новых информационных сил, представляющих собой некие новые группы влияния, завоевывающие умы широкой общественности, благодаря конкретным достижениям и имеющемуся авторитету в своей области роль элит традиционных СМИ по-прежнему велика. Однако эксперты-профессионалы невероятно быстро набирают свои обороты, становятся весьма популярными, к их мнениям прислушиваются сначала сотни, сотни тысяч и даже миллионы читателей, слушателей и зрителей.
Возможности современной коммуникации предоставили площадку для обсуждения важнейших вопросов, выдвижения идей, постановку вопросов, организацию обсуждений, где профессионалы в самых разных областях становятся фактическими лидерами общественного мнения, в отличие от тех, кто себя таковыми объявляет, не имея на то достаточных оснований. Когда без излишнего, бросающегося в глаза пафоса, в доступной широкой публике, ненавязчивой манере, легко оперируя серьезными аргументами, и приводя убедительные факты, представители новых форм представления массовой информации, используя журналистские приемы, зачастую по привлекательности превосходят профессиональное журналистское сообщество, степенью компетентности и осведомленностью значительно превосходя их.