Стратегический менеджмент
Стратегический менеджмент, по своей природе, прежде всего, представляет собой непрерывный анализ прогнозируемых факторов, потребностей, возможностей. В нём принято считать, что покупатель не нуждается в товаре как таковом, он нуждается в решении вопроса своей потребности, а товар лишь является решением. Технологии решения постоянно меняются.
Стратегический менеджмент призван отслеживать процессы эволюции рынков, а также, на основе анализа потребностей, выявлять новые либо потенциальные существующие рынки.
Рынки – это экономические возможности для предприятия, их привлекательность необходимо правильно оценить. Она оценивается исходя из понятия потенциала рынка, и характеризуется динамикой, а также конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность не является постоянным показателем. Она сохраняется столько, сколько организация, благодаря особым преимуществам, способна удерживать конкурентное преимущество. Задачей стратегического менеджмента является поиск, а нацеливание на положительные экономические возможности, которые могут обеспечить рост рентабельности.
Миссия организации в стратегическом менеджменте
Перспективы развития организации, построенные на различных временных интервалах средней и большой длительности, которые выбираются посредством возможностей стратегического менеджмента, позволяют организации определить, а также уточнить свои цели и миссию. Разработка необходимой стратегии происходит плечом к плечу с обеспечением баланса товарного портфеля, а значит и в тесном сотрудничестве с операционным менеджментом. Именно он, в свою очередь, уделяет повышенное внимание значениям цены, рекламы, продвижения товаров, в то время как стратегический менеджмент отвечает за поиски правильных рынков реализации потенциала организации.
- Операционный менеджмент обозначает цели по завоеванию и их бюджет, а стратегический строит планы проникновения на рынки и политики сбыта.
- Стратегический менеджмент указывает фирме на возможности роста, на её потенциал, помогает активизировать скрытые резервы.
Особенности внешней среды стратегического менеджмента
Как уже упоминалось, стратегический менеджмент, являет собой постоянный анализ факторов внутренней и внешней среды воздействующих на организацию. Внешними являются все факторы, которые имеют место существовать в окружающей среде, в независимости от действий фирмы, однако способные повлиять на её функционирование.
Состав подобных факторов, а также степень их воздействия на конкретную фирму различен. Определение важных факторов, которым стоит уделить внимание, а также глубину этого внимания, ложится непосредственно на плечи организации. Выводы, полученные в результате анализа этих факторов, ложатся в будущую стратегию фирмы.
К внешним факторам относят:
- политические,
- демографические,
- природные,
- факторы научно-технического прогресса,
- состояние экономики,
- социальные,
- международные,
- и ряд других.
Среда внешних факторов намного сложнее, чем внутренних, и их окружение зачастую не влияет на фирму, однако их необходимо учитывать.
Проведение анализа подразумевает под собой определение направления развития, оценку рыночной ситуации, постановку целей, знание сильных и слабых сторон предприятия, а также рыночные возможности и потенциальные риски.
Как показывает практика последних лет, немаловажную роль несёт оценка политических факторов, настроения административных и законодательных органов. Эти факторы имеют влияние на налогообложение, льготы, торговые пошлины, контроль цен и заработной платы. Сама политическая обстановка может быть оценена с точки зрения своей стабильности.