Стратегия организации
Разновидностью долгосрочного плана развития организации является её стратегия. Она строится с учётом взаимодействия организации со внешней средой как в настоящем, так и в будущем. Стратегия организации – важная характеристика среды внутри организации. Она определяет способы её функционирования, структуру и тип. Стратегия организации представляет собой определённое направление развития организации, включающее в себя координацию, распределение ресурсов, учёт и реагирование на факторы внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ.
Формирование стратегии
Формирование и реализация стратегии – это сознательная деятельность управленцев, которые осознав невозможность сохранять и укреплять позиции фирмы на рынках, проводят переориентацию методов её развития.
Процесс формирования стратегии состоит из трёх основных этапов:
- разработки,
- доводки,
- стратегического выбора.
Стадия разработки включает в себя оценку имеющихся возможностей и ресурсов организации, формулировка желаемой цели дальнейшего развития, а также создание концепции этого развития включающей в себя планы и стратегические программы. Само стратегическое планирование начинается с грамотно сформулированной миссии организации. Также на стадии разработки определяется период времени, в течении которого поставленные цели должны быть достигнуты.
Стадия доводки подразумевает более детальный, углублённый анализ факторов внешней и внутриорганизационной сред. Анализ факторов внешней среды может быть дополнен теми или иными данными отражающими источники потенциальных угроз и возможностей для организации.
Целью подобного анализа ставится выявление потенциальных препятствий на пути к поставленной цели, а также выявление и дополнительных возможностей по реализации этих целей в течении стратегического периода. Внутренняя среда организации анализируется на предмет сильных и слабых сторон по отношению к поставленной стратегической цели. Этап доводки направлен на превращение идеи стратегии во взаимоувязанную систему планов.
Стадия стратегического выбора включает оценку разработанных стратегических схем. На основаниях этой оценки лучший вариант принимается в качестве базового, который, в дальнейшем, будет служить для разработки функциональных стратегий и подготовке бюджетов.
Реализация стратегии
Созданный план реализации стратегии включает в себя перечень основных этапов работы, а также их временные рамки, описание необходимых механизмов по использованию ресурсов и персонала, перечень обязательных к контролю обстоятельств из которых строятся данные об успехе выбранной стратегии.
Особенностью процесса выполнения стратегии является то, что он не является процессом её реализации, а лишь создаёт необходимую информационно-ресурсную базу. Основной задачей этапа является создание необходимых для успешной реализации стратегии предпосылок.
Самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация. Этап, делает необходимым принятие системы используемой для управления предприятием. Этап подразумевает постоянный контроль за изменениями, вызванными следованию стратегии, а также за факторами внешней среды, корректировку стратегии на основании этих наблюдений. Также, для реализации стратегии, создаётся определённая структура самой организации, обеспечивающая максимальные возможности по реализации.
Стратегическое управление есть непрерывный процесс. После внедрения стратегии, необходимо производить отслеживание и оценку по её реализации. Важным условием является выбор критериев, по которым проводится такая оценка. Правильный выбор позволяет оценить насколько удачно выбрана стратегия, а это даёт данные о её приемлемости.