Основные понятия стратегического управления
Управление организацией – это сложный процесс, который включает в себя не только текущее управление, но и управление на перспективу. Дальнейшее планирование деятельности просто необходимо в современных условиях рыночной экономики.
Долгосрочное планирование называют стратегическим управлением, которое призвано достигать определенных целей и задач в перспективе.
В рамках достижения долгосрочных целей руководство организации должно опираться на изменения во внешней среде, на изменения на рынке, так как это в целом определяет итоговый результат целей стратегического управления.
Структура стратегического управления
Основами стратегического управления организацией являются: человеческие ресурсы организации, вкусы и потребности потребителей, многочисленные конкурентные преимущества фирмы на рынке товаров и услуг.
Данные ресурсы стратегического управления предприятием позволяют достигать намеченных целей и получать максимальные результаты от долгосрочной деятельности.
Этапы стратегического управления организацией
Для успешного долгосрочного планирования необходимо следовать определенным этапам управления:
- Постоянно анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации. Это позволит оперативно выявлять те преимущества или недостатки, которые на текущие дни есть у фирмы. Быстрое устранение этих недостатков ведет к повышению эффективности работы предприятия и его производственной деятельности, а значит, ускоряет процесс достижения долгосрочных задач.
- Для долгосрочных целей необходимо определить миссию фирмы, которую они будут преследовать по достижению стратегических задач.
- Определение четких целей стратегического планирования. Организация должна четко понимать, что она хочет от долгосрочного перспективного планирования. На основании этого формируется дальнейшая работа предприятия.
- Когда цели организации понятны и ясны необходимо разработать план – стратегию дальнейших действий, она должна быть максимально ясная и понятная для тех сотрудников, которые непосредственно будут участвовать в ее реализации. Чем понятнее цели стратегии и этапы ее реализации, тем выше эффективность деятельности всего персонала и тем быстрее будут достигнуты поставленные цели.
Реализация стратегии предполагает внедрение стратегического планирования в работу предприятия, выполнение поставленных задач и грамотное управление на каждом этапе работы. Реализация стратегии один из самых важных этапов управления, к его осуществлению необходимо подойти ответственно.
В ходе реализации стратеги управления организацией может что-то пойти не так, поменяться принципы управления, миссия или даже сами цели. Изменения внешней среды очень сильно влияют на выполнение и реализацию стратегии, особенно, если она рассчитана на несколько лет. Ввиду этого возможна корректировка выполняемых действий в зависимости от изменения структуры управления на долгосрочную перспективу.
Риски в стратегическом управлении
Долгосрочное планирование это всегда риск. Риск как со стороны внутренней среды предприятия, а также внешней. Если рассматривать внутреннюю среду, то тут может поменяться все: финансовая база станет не стабильной, снизиться производительность труда, устаревания материальной базы, причем как моральное, так и материальное.
Что касается внешней среды, то тут полная непредсказуемая ситуация, может измениться уклад государства, его политика, экономика, налоговая система и многое другое. Поэтому существует целая программа оценки рисков, которая способствует снижению рисковой зоны для предприятия, то есть аналитика предстоящей обстановки. Для эффективного стратегического управления желательно пользоваться этой программой.