Компоненты системы стратегического менеджмента
Система стратегического управления в организации схожа с системой общего управления. Основное отличие составляет состав компонентов и их временная ориентация. Стратегический менеджмент представляет собой долгосрочное управление, в связи с чем роль методического и информационного обеспечения значительно выше, чем в системе общего управления организацией. Кроме того, увеличивается значение подсистемы целеполагания. В системе стратегического управления меньшее значение уделяется обеспечению материальными ресурсами, однако это компенсируется за счет повышения требований к квалификации сотрудников, задействованных в работе данной системы.
В отличие от системы общего управления организацией функции маркетинга, планирования, учета и контроля, регулирования в системе стратегического менеджмента заменяются стратегически ориентированными функциями – стратегическим маркетингом и разработкой стратегии компании. Управляющая подсистема системы стратегического менеджмента состоит из двух ключевых компонентов – разработки стратегических решений и управления персоналом по разработке и реализации стратегии.
Внешняя среда системы стратегического управления организации схожа со внешней средой организации в целом и состоит из макросреды, мезосреды и микросреды компании. Система стратегического менеджмента содержит компоненты обратной связи, к которым относятся измененные и новые требования потребителей и партнеров, а также информация о достижениях научно-технического прогресса и других внешних факторах.
Входы и выходы системы стратегического менеджмента
Вход системы стратегического менеджмента включает в себя несколько различных компонентов, связанных с информационным обеспечением стратегических решений организации – законодательные акты, нормативные и методические материалы, информация, а также необходимые для разработки и реализации стратегии ресурсы.
Выход системы стратегического менеджмента представляет собой сформулированную на определенный период стратегию организации, выраженную в формате комплексной стратегической программы и стратегических планов по отдельным разделам организационной деятельности.
Деятельность системы стратегического менеджмента осуществляется «от обратного»: в первую очередь следует определить требования к разрабатываемой стратегии, то есть к выходу системы, затем проанализировать внутренние процессы системы и влияние на них факторов внешней среды, а в последнюю очередь – обратить внимание на качество входов системы. При этом обеспечение качества деятельности системы стратегического менеджмента должно производиться с использованием единой системы оценки.
Содержание современных систем стратегического управления
Система стратегического менеджмента в современных организациях включает в себя:
- Ресурсообеспечение стратегической деятельности организации вне зависимости от существующей структуры управления операционной деятельностью;
- Создание центров управления для каждой стратегической цели компании;
- Мотивационную систему и систему оценки качества деятельности подразделений организации по степени достижения стратегических целей.
В процессе формулирования стратегии организации необходимо оценить потенциал компании, ее возможности и резервы, которые можно использовать для достижения целей. Разработка стратегии предполагает также учет и анализ внутренних и внешних факторов деятельности организации. При этом внутренние факторы рассматриваются как способ обеспечения роста и укрепления рыночных позиций компании, а внешние – как необходимость принятия мер, нацеленных на адаптацию к изменяющейся ситуации. Для создания оптимальной стратегии развитии организации необходимо оценивать альтернативные направления деятельности и выбирать наиболее эффективные из них для достижения целей.