Стратегический план предприятия – это локальный нормативный акт коммерческой организации, в котором формулируются цели и задачи ее функционирования на долгосрочную перспективу и устанавливаются конкретные действия (с привязкой к моментам времени), направленные на их достижение и решение.
Сущность стратегического плана предприятия и этапы его разработки
В теории управления предприятием принято мнение, что стабильное и устойчивое долгосрочное функционирование коммерческой организации базируется на ее стратегии развития. Эта стратегия определяется в результате стратегического планирования. Результатом стратегического планирования на предприятии является разработанный им стратегический план.
Процесс разработки стратегического плана предприятия можно представить как последовательную смену следующих этапов:
- формулирование целей развития предприятия на долгосрочную перспективу и их декомпозиция до комплекса задач;
- обоснование концепции развития предприятия на долгосрочную перспективу, которая должна обеспечить достижение сформулированных ранее целей;
- составление прогнозов развития предприятия в долгосрочной перспективе в нескольких вариантах, каждый из которых учитывает различную вероятность изменений как во внутренней, так и во внешней средах;
- обоснование основных направлений и показателей стратегического плана развития предприятия, в том числе, бизнес-планов предпринимательских и инвестиционных проектов.
Содержание первого и второго этапов разработки стратегического плана предприятия
Первый этап разработки стратегического плана является очень важным, поскольку именно в это время составляются наиболее общие ориентиры и миссия развития предприятия, а также соответствующие им долговременные результаты хозяйственной деятельности. Цели формулируются в соответствии с методом SMART, который предъявляет к цели требования по степени конкретности и значимости, по возможностям измерить и достичь, по срокам достижения.
Формулированием главных целей, как правило, занимается высшее руководство, поскольку они ориентируют все хозяйственные процессы на предприятии и управление ими. Долгосрочные цели предприятия формулируются в таких сферах, как положение на рынке, рентабельность, ресурсное обеспечение, управленческий процесс, инновационность, трудовой коллектив. При этом необходимо учитывать внешние условия: деятельность конкурентов, решение государственных органов и т.д.
Сформулированная цель подлежит разукрупнению (декомпозиции). Это означает составление комплекса задач, решение каждой из которых обеспечивается за счет осуществления ряда мероприятий, характеризуемых конкретными целевыми нормативами, сроками и показателями. Данный процесс разукрупнения обычно происходит по методу «дерева целей».
Второй этап заключается в обосновании концепции долгосрочного развития предприятия, т.е. системы взглядов на его перспективы. Предполагается, что любая концепция должна базироваться на будущих возможностях, рисках и ресурсном потенциале (в частности, персонале, технике, технологиях).
Основными условиями достижения поставленных целей, которые должны быть учтены в обосновании концепции, являются:
- устойчивость экономических отношений как на макроуровне (в стране, регионе, отрасли), так и на микроуровне (внутри предприятия);
- эффективность хозяйственной деятельности на всех этапах развития предприятия;
- инновационность стратегических направлений развития предприятия.
Перечисленные условия могут быть выполнены, если производство и реализация продукции осуществляются с ориентацией на минимизацию затрат, на повышение качественных характеристик (благодаря высокому уровню специализации), на выделение базового продукта (сегмента рынка) с диверсификацией оставшихся.
На данном этапе определяется то, какой вид приобретет стратегический план. С точки зрения уровня он может быть корпоративным, деловым (бизнес-стратегией), функциональным, операционным. А с точки зрения концептуального подхода – планом роста (концентрированного, интегрированного или диверсифицированного) или сокращения.
Содержание третьего и четвертого этапов разработки стратегического плана предприятия
Третий этап – это прогнозирование долгосрочного развития предприятия. Обычно прогнозы составляются в трех вариантах (минимальном, максимальном и наиболее вероятном) и учитывает изменения внешней среды по таким направлениям, как потенциал и конъюнктура рынка, качественный состав и платежеспособность потребностей населения, объемы производства на рынке, ресурсное обеспечение, конкурентоспособность и устойчивость предприятия и его продукции.
Процесс прогнозирования может быть успешно реализован в результате применения различных методов. Например, сетевое, имитационное, экономико-математическое моделирование, составление линий трендов и целевых нормативов.
Прогнозы целесообразно разрабатывать на сроки, превышающие периоды долгосрочного (стратегического) плана.
Выбрав наиболее реалистичный вариант прогноза, предприятие на четвертом этапе должно заняться его конкретизацией и использованием его данных для составления плановых показателей и заданий. При этом на предприятии формируется номенклатура долгосрочных (стратегических) планов, которая включает в себя:
- общий (сводный) стратегический план предприятия;
- планы по видам хозяйственной деятельности;
- стратегические планы развития функциональных сфер деятельности предприятия;
- план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия;
- планы совершенствования системы управления (руководства) предприятия.
Рекомендуется выносить проект стратегического плана предприятия на обсуждение как для акционеров, так и для рядовых сотрудников. Последнее слово в стратегическом планировании остается за высшим органом управления предприятия, который утверждает план и придает ему форму директивного документа.