Предпосылки стратегического менеджмента
Современная рыночная экономика выделяет менеджмент в один из основных элементов успешной работы организации. Достаточно проблематично назвать иную сферу деятельности, несущую в себе большую важность и многогранность. От менеджмента зависят эффективность производства, качество обслуживания и множество иных, не менее важных параметров.
Менеджмент являет собой эффективное управление с изменяющимися, в зависимости от типа организации, критериями оценки его функционирования.
Результатом расширения сферы управленческих исследований, а также совершенствования их техники и методик, возникли направления науки менеджмента, делающие акценты на:
- мотивацию,
- совершенствование организационных структур,
- оптимизацию трудовых процессов,
- культуру,
- коммуникации,
- и многое другое.
Возникновение подобных направлений не было спонтанным. Оно произошло в процессе решения исключительно реальных проблем бизнеса. Возникновение теории стратегического менеджмента не является исключением, так как он является процессом планирования и осуществления деятельности предприятия нацеленной на долгосрочную перспективу.
Технологические взрывы шестидесятых годов двадцатого века, научно-техническая революция того времени, привели к выделению теории стратегического менеджмента в отдельную дисциплину, получившую, в дальнейшем, широкое распространение в деятельности предприятий. Это время требовало от предприятий отойти от принципов оперативного планирования и функционального менеджмента, и направить усилия на работу в области долгосрочного планирования, которое нашло отражение в стратегическом менеджменте.
Системы и подсистемы стратегического менеджмента
В своей деятельности стратегический менеджмент опирается на определённые системы и подсистемы. Их можно выразить через основные подходы функционирования.
Анализ окружения – это процесс принятия решений, объединяющий внутренние возможности с угрозами и возможностями, предоставляемыми внешней средой.
Система анализа функционирует наряду с системами планирования. Она представляет собой сопоставления модели предприятия с факторами и угрозами внешней среды, их оценку, и выбор оптимального решения.
Стратегический менеджмент является направлением менеджмента, нацеленный на развитие максимально эффективной стратегии для достижения поставленной цели.
То есть, цели и средства всегда идут бок о бок, и одно должно оправдывать другое.
Деятельностная система акцентирует внимание на последовательности действий направленных на осуществление стратегического управления. Она включает в себя аналитическую систему, выбор, разработку и оценку альтернатив, а также процесс реализации выбранной стратегии.
Система реализации стратегии
Система реализации стратегии отличается от системы реализации долгосрочного плана. Это система требующая творческого подхода, предполагающая обязательный мониторинг результатов деятельности, а также систему корректировки адекватными и действенными методами. Единственным критерием верности любых стратегических изменений – это бизнес-успех, а также конечная эффективность достижений.
Помимо этого, на этапе реализации стратегии происходит создание необходимых условий осуществления деятельности системы реализации стратегий. Также система реализации стратегий подразумевает старт не только непосредственно этапа реализации, но также этапа разработки новой стратегии, направленной на ещё более далёкое будущее.