Начало научным исследованиям стратегий организаций было положено в 1960-х годах, в трех книгах: трактате А.Чандлера «Стратегия и структура», коллективном учебнике Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса» К.Эндрюса, и фундаментальном труде «Корпоративная стратегия» И.Ансоффа.
Основным достоинством труда А.Чандлера и гарвардского учебника было то, что в них впервые были исследованы проблемы «организационного соответствия» организации целям ее стратегического развития и выработаны конкретные концепции и методы такого достижения.
А.Чандлер впервые разделил понятия «стратегия» и «структура»:
- Стратегия - планирование и реализация различных моделей роста для различных организационных форм.
- Структура - организационная форма, служащая целям административного управления видами деятельности организации и ее ресурсами
Концепция корпоративной стратегии К.Эндрюса
Анализ стратегий был характерен и для К.Эндрюса, который изменил трактовку понимания общего менеджмента, и ввел понятие корпоративной стратегии, в рамках которой целостность организации стало пониматься не просто как взаимосвязь всех ее структурных подразделений, а в рамках ее взаимодействия с окружающей средой.
Также большим кладом К.Эндрюса в развитие стратегического менеджмента стала разработка SWOT-анализа, основанного на оценке сильных и слабых сторон внутри организации, а также оценке угроз и возможностей со стороны внешней.
Также данный автор впервые разграничил понятия стратегий корпоративного и бизнес-уровня:
Корпоративная стратегия - множество решений, определяющих и раскрывающих:
- задачи и цели организации;
- политику и планы достижения целей;
- сферу деятельности;
- экономические и организационные особенности;
- свойства экономических и социальных результатов, создающихся для владельцев, сотрудников, клиентов и населения в области операционной деятельности.
Стратегия бизнес-уровня - часть корпоративной стратегии, которая определяет то, как организация будет конкурировать и позиционироваться относительно других игроков рынка.
Концепция школы планирования
Ее создатель, И.Ансофф, считал главным принципом долгосрочного планирования переход от анализа будущего организации к ее настоящему.
Согласно концепции, выделяют три группы управленческих решений:
- стратегические - касающиеся продуктов и рынков;
- административные - касающиеся организационной структуры и распределения ресурсов;
- оперативные – касающиеся бюджетирования и контроллинга.
Вторым этапом развития этой теории является выяснение наличия у организации уникальных ресурсов и организационных способностей, которые дают ей приоритет и конкурентное преимущество на рынке.
Концепция конкурентных стратегий М.Портера
Дальнейшее развитие концепция И.Ансоффа получила в работках М.Портера, который объединил исследования стратегий с теорией отраслевой организации.
По мнению М.Портера, организация получит конкурентное преимущество, если будет заниматься только стратегически важными видами деятельности:
- проектированием;
- производством;
- маркетингом;
- дистрибуцией.
При этом издержки организации должны быть ниже, чем у конкурентов или ее товары/услуги должны обладать лучшим качеством.
Ресурсная концепция
Данная концепция получила распространения 1990-е годы с появлением статьи 1984 г Б. Вернерфельта «Ресурсная трактовка фирмы», согласно которой «полезность анализа фирмы скорее с точки зрения ее ресурсов, чем продуктов».
Далее интерес к ресурсному подходу вырос после статье 1990 г К.К.Прахалада и Г.Хамела «Ключевая компетенция корпорации», которая на примерах компаний-лидеров объясняла достоинства концепции фирмы как портфеля организационных компетенций, а не бизнес-единиц.
Главный тезис ресурсной концепции – неоднородность фирм может быть устойчивой, так как они обладают уникальными ресурсами и организационными способностями, определяющими их конкурентные преимущества.
Современные концепции стратегического менеджмента
Концепция управления знаниями - это одна из основных в настоящее время.
Авторы концепции И.Нонака и Х.Такеучи считают, что успех многих японских компаний в инновациях и конкуренции обусловлен развитием теории создания знаний. В рамках концепции - главная цель управления знаниями - создание организационного знания.
Создание организационного знания следует понимать, как процессы, которые усиливают создаваемые людьми знания и трансформируют их в часть «сети знаний» всей организации. Из этих процессов складывается так называемая спираль знания, которая динамично функционирует посредством неформальных сетей внутриорганизационных отношений.
Важной особенностью организации в рамках концепции является навык трансформации неформализованных знаний в формализованные.
Прочие современные концепции:
- концепция тотального управления качеством;
- концепция совершенствования и реинжиниринга бизнес процессов;
- концепция электронной коммерции;
- концепция методологий Balanced Scorecard, EVA, ABC.