Следует рассмотреть три основных общепринятых метода стратегического управления организацией.
Метод стратегического управления с помощью ранжирования стратегических задач
Если смотреть на развитие организации в долгосрочной перспективе, то можно заметить множество изменений во внешней среде компании, это и является основой для формирования стратегических ситуаций. Данные ситуации можно воспринимать как стратегические задачи.
Стратегическая задача – это компонент стратегии развития компания, задачей которого является выполнение конкретной подцели.
Данный метод заключается в выявлении не спрогнозированных изменений во внутренней и внешней среде компании на ранних этапах и в своевременном реагировании на такие изменения. Так как существуют задачи, условия которых являются быстро изменяющимися, данный метод подразумевает принцип своевременных решений.
Эффективность использования метода может быть достигнута только при условии того, что реагирование на изменения внешней среды и тенденций будем своевременным. Для реализации этого существует ряд условий: высшее руководство является ответственным за управление системой; при необходимости можно действовать не по принципам соблюдения иерархии в компании.
Ситуационные задачи можно разделить на четыре группы:
- Срочные и необходимые для полноценного функционирования компании
- Важные и средней срочности, решение которых должно быть осуществлено в рамках планового периода
- Важные и несрочные задачи, которые требуют перманентного контроля
- Задачи, которые не предусматривают анализа центральным менеджментом компании
Метод стратегического управления по слабым сигналам
Внешняя среда компании является определяющей для компании, и определению проблемы отводится большая роль во время принятия важных решений. Если компания имеет возможность определить проблему по доступным данным и сделать анализ такой проблемы, то такие данные или информация являются сильными сигналами. Если данной возможности для компании нет, то причина в слабости сигналов.
Слабыми сигналами можно назвать ранние и нечеткие признаки наступающих событий. По причине отсутствия стабильности внешней среду, компания использует метод управления по слабым сигналам. Часто принимать решение необходимо сразу, и подготовка таких решений должна осуществляться на фоне слабых сигналов.
Следует перечислить возможные слабые сигналы, которые могут иметь место в современных условиях, среди них выделяют:
- экономические,
- политические,
- экологические,
- психологические,
- научно-технические.
Метод стратегического управления в условиях стратегических неожиданностей
Если с помощью определения слабых сигналов не удается идентифицировать проблему, такие проблемы называются стратегическими неожиданностями. Они возникают при некоторых обстоятельствах, а именно: проблема формируется внезапно и наперекор прогнозам; она ведет за собой новые цели и задачи, которые не сходятся с опытом, имеющимся у компании; незнание контрмер ведет к ущербу с точки зрения финансов; сложившийся устой компании не позволяет принять контрмеры.
Компаниям необходимо разработать систему чрезвычайных мер в случае столкновения со стратегическими неожиданностями. Такая система может иметь следующие признаки:
- Если появляются стратегические неожиданности, должна иметь место сеть коммуникаций для подобных чрезвычайных событий
- На время чрезвычайных событий высший уровень управления перераспределяет свои обязанности
- Формируется сеть оперативных команд для выработки чрезвычайных мер
- Организация оперативных команд и их взаимосвязь должна быть определена заранее с помощью проведения определенных испытаний.