Стратегический контроль
Контроль в стратегическом менеджменте (стратегический контроль) включает в себя анализ желаемого и достигнутого предприятием результата, проведение корректирующих действий (например, путем мониторинга процесса разработки и реализации стратегий, оценки выполнения определенных мероприятий).
При выработке стратегии организация получает возможность определения направленности и способов ее движения к поставленным целям, выполненная стратегия позволяет создать условия для эффективной реализации стратегии.
Задачей стратегического контроля является уяснение того, сможет ли привести реализация стратегии к достижению цели. С помощью этой задачи и определяется то, как будет построена вся система стратегического контроля.
Информация в стратегическом контроле
Для эффективного осуществления стратегического контроля, необходимо, что бы вся система информации соответствовала некоторым требованиям:
- Своевременность, которая способствует принятию необходимых решений в процессе корректировки стратегии,
- Содержание правильных данных, которые адекватно отражают состояние подконтрольных процессов,
- Точность времени получения и точность того времени, к которому относится данная информация.
На практике большинство организаций не всегда соблюдают перечисленные требования. Процесс оценки и контроля исполнения стратегии - логически завершающие процессы, которые осуществляются системой стратегического управления. Посредством данных процессов обеспечивается устойчивая обратная связь хода процесса при достижении целей и самими целями, которые стоят перед предприятиями.
Стратегический контроллинг
Основными задачами стратегического контроллинга является:
- Определить объект, который нужно проверять и показатели, по которым будет производиться проверка,
- Оценить состояние подконтрольного объекта, исходя из принятых стандартов, нормативов и других эталонных показателей,
- Выяснить причину отклонения, если она вскрывается по итогам проведенной проверки,
- Осуществить корректировку по необходимости и возможности.
Основными функциями стратегического контроллинга можно считать:
- контролирование процессов при реализации общей стратегии,
- формирование и развитие систем по информационному обеспечению системы стратегического управления,
- отслеживание систем стратегических показателей, разделяя их на находящиеся во внешней и внутренней среде,
- проведение первичного поэлементного и интегрального стратегического анализа,
- постановка стратегических целей,
- вторичный стратегический анализ и стратегическая рефлексия,
- координация всех стадий управления стратегией как процесса, а также всех элементов стратегического управления в целом в качестве органической системы.
Принято выделять 4 подхода в построении системы измерения и отслеживания:
- Система контроля, основанная на рыночных показателях, при которой происходит измерение цен на продукты компании, цен на акции и доход на инвестированный капитал. Данные измерения проводят в соответствии с рыночным сравнением состояния параметров.
- Измерение и отслеживание на выходе по различным подразделениям предприятия (выполнены ли цели, поставленные перед отделами).
- Осуществление бюрократического подхода к контролю (доскональное описание, как нужно работать, какие действия следует выполнять и др.).
- Установление отношений и ценностей компании. При этом подходе контроль становится самоконтролем, при котором контроль результатов деятельности производит не кто-то посторонний, а сам участник деятельности при выполнении своей работы, он же контролирует результаты собственного труда в соответствии с интересами организации.