Принципы стратегического управления
Менеджмент организации стал инструментом повышения эффективности функционирования объекта хозяйствования в условиях многофакторного воздействия среды. Свобода и самостоятельность предприятий на рынке приводит к формированию высокого уровня конкуренции. Кроме того, производителям необходимо ориентироваться на потребительский спрос, чтобы получить запланированную норму прибыли. Потребители при выборе товара или услуг руководствуются только собственными интересами и выгодой, что намного усложняет задачу совершения продажи.
Рынок создает условия, которые требуют от руководителя или предпринимателя профессионального подхода к организации деятельности своего предприятия.
Стратегическое управление является одним из направлений менеджмента. Оно занимается вопросами постановки общих целей компании, а также выработкой ее миссии на рынке. Стратегическое поведение подразумевает такое построение работы предприятия, которое обеспечит достижение поставленных целей и задач, а также определит пути выхода из кризисных ситуации и событий, связанных с предпринимательскими рисками. Стратегическое управление включает в себя следующие этапы:
- поиск, определение и утверждение общих целей и направления деятельности;
- формирование тактических задач;
- определение методов и моделей достижения запланированного результата;
- выбор и утверждение оптимальной модели поведения;
- внедрение бизнес-процессов и бизнес-плана в реальную деятельность предприятия;
- отслеживание и оценка результатов.
Стратегическое управление является инструментом достаточно трудоемким и затратным по времени подготовки. В основе разработки стратегического плана лежит аналитическая работа, оценивающая факторы окружающей и внутренней среды, а также слабые и сильные стороны компании. Такой подход помогает выявить скрытый потенциал и резервы, риски и места возникновения кризисных ситуаций.
Внедрение стратегии в работу компании предполагает комплексный подход, основанный на согласованности действий всех элементов структуры предприятия. Отслеживание результативности работы дает возможность вносить необходимые коррективы в бизнес-модели в целях оптимизации стратегического управления.
Роль качества на предприятии
Работа компании и ее прибыль зависят от того насколько она способна удовлетворить потребности покупателя. Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, позволяющих создать такой продукт или услугу, который будет востребован среди покупателей. Описание качества может производиться с помощью:
- Единичных показателей, которые определяют конкретные свойства или функции продукта. Сюда относят назначение товара, его надежность, технологичность, эргономичность, эстетичность, безопасность, экологичность, степень удобства при транспортировке.
- Комплексных показателей, охватывающих сразу набор свойств продукта. Эти параметры используются для организации управления качеством, а также для определения уровня ее конкурентоспособности.
- Обобщающих показателей, описывающих совокупные свойства всей создаваемой продукции. Здесь определяется удельный вес новой, экспортируемой, сертифицированной и других видов продукции.
Качество блага выступает одним из параметров, позволяющих сохранять длительное стабильное положение на рынке. При этом внесение любых изменений в технологию производства продукта, либо в организацию операций, сопровождающих его создание, сбыт и конечную продажу, являются трудоемким процессом. Связанно это с тем, что модернизация требует больших временных, финансовых затрат, порой она связана с полной перестройкой производственных мощностей и реорганизацией внутренней структуры работы.
Стоит отметить, что проведение контроля качества на предприятии еще не является завершающим этапом. Определяющим фактором успешности достижений компании в данной области является конечная оценка потребителя, а также объем проданных благ и сумма полученной выручки.
Стратегическое управление качеством на предприятии
Управление качеством на предприятии является основой поддержания высокого уровня конкурентоспособности на рынке в долгосрочном периоде. Любые цели и задачи, относящиеся к длительным временным промежуткам, входят в систему стратегического менеджмента. То есть, стратегия в сфере организации качества означает набор методов и приемов, позволяющих достичь тех параметров продукции, которые позволят получать высокий уровень дохода. Сюда же относят комплекс решений в сфере качества и политику, как основу для принятия этих решений.
В зависимости от специфики компании и продукции, которую она производит, происходит подбор методов и моделей управления качеством, не противоречащих общей миссии, целям и системе организации работы предприятия. Менеджмент качества в условиях объекта хозяйствования включает в себя:
- обеспечение в сфере законодательства и правовых актов;
- разработку миссии и стратегии в области качества;
- культуру качества на конкретном предприятии;
- оперативное управление качеством.
Стратегия в сфере качества дает возможность достигать того уровня реализации продукции, которая позволит сохранять стабильное положение на рынке. Кроме того, оптимизация внутренних процессов приведет к снижению ненужных и сторонних затрат, что в конечном итоге повлияет на инвестиционную привлекательность объекта хозяйствования. Стратегический подход позволяет выработать комплекс мероприятий, позволяющих вносить своевременные корректировки в управление качеством, а также эффективно реагировать на любые внешние и внутренние изменения в данной сфере деятельности.
Стоит отметить, что на процесс управления качеством воздействует большое количество факторов. К внешним факторам относят качество сырья, полуфабрикатов, комплектующих, а также уровень конкуренции, требования потребителей и другое. Внутренние факторы представлены комплексом технико-технологических, организационно-экономические и социальные составляющие. Особое значение в сфере качества имеет эффективная организация работы персонала всей компании в целом.