Стратегическое управление в микроэкономике
Экономическая наука занимается изучением систем хозяйствования различных уровней организации. В рамках теоретического подхода выделяют макро- и микроструктуры. Макроэкономические системы охватывают национальные, мировые и международные хозяйственные отношения между субъектами. Микроэкономика занимается вопросами организации и исследования деятельности отдельных экономических агентов, таких как, домашние хозяйства, индивидуальные предприниматели и фирмы различных форм образования. Основным объектом микроэкономической части теории является предприятие.
Современные компании действуют в условиях рыночной среды, для которой характерны свобода всех субъектов и наличие конкуренции. Подобные условия требуют от руководителей и предпринимателей особого подхода к организации внутренних и внешних процессов компании, а также в регулировании и управлении самим объектом хозяйствования. Для реализации этих нужд используют менеджмент организации.
Стратегический менеджмент является одним из элементов общего управленческого подхода. Он ориентирован на планирование развития компании в долгосрочном периоде. Можно сказать, что стратегия направлена на поддержание высокого уровня функционирования, конкурентоспособности и устойчивости к внешнему воздействию среды на протяжении всей деятельности предприятия. Стратегия – понятие достаточно абстрактное. Она может изменяться с течением времени, однако, сохранять общее направление. Разработка и внедрение принципов стратегического управления проходит несколько этапов:
- Определение сферы деятельности, философии и глобальных целей предприятия.
- Утверждение подзадач для каждого структурного элемента компании в зависимости от выбранного направления деятельности.
- Разработка стратегических подходов и методов для внедрения плана.
- Утверждение наиболее подходящей модели функционирования предприятия.
- Внедрение теории на практике.
- Обеспечение контроля над исполнением руководящих решений.
Проведение подготовительной аналитической работы позволит повысить эффективность стратегического управления, так как оно позволяет своевременно реагировать на любые негативные изменения или воздействия. Внедрение плана в жизнь требует комплексного подхода, то есть все составляющие элементы предприятия должны действовать в едином направлении. Необходимым условием успешности стратегического управления является такая организация обратной связи, которая станет гибким инструментом в руках руководителя.
Функции стратегического менеджмента
Обычно на предприятии используется комплекс стратегий, который позволяет оптимизировать внутренние процессы, мотивировать персонал и реализовать поставленные цели и задачи.
Стратегический подход позволяет снизить риски и их воздействие на результат деятельности компании. Руководитель сам определяет свой стиль управления в рамках стратегического подхода. Приростный стиль направлен на сохранение традиционного подхода и минимизации любых отклонений от него. Предпринимательский стиль - более рискованный. Он строится на поиске и внедрении новых подходов и идей, что повышает риск деятельности предприятия. Однако, высокая степень риска может принести более внушительный результат.
Стратегический менеджмент выполняет ряд функций:
- Разработка стратегического планирования включает в себя не только непосредственное создание стратегии, но и проведение аналитики, составления прогнозов и определения будущего бюджета. Анализ среды и рисков повышает работоспособность плана, а распределение бюджета согласует работу подразделений.
- Реализация плана на практике подразумевает стремление к увеличению потенциала согласно установленной миссии предприятия.
- Организация работы персонала и управленцев на местах. Кроме того, в его функции входит аккумуляция необходимой информации для принятия тех или иных управленческих решений.
- Мотивация сотрудников, прежде всего, реализуется за счет информирования об основных направлениях стратегического развития, а также при помощи материального стимулирования.
- Контролирующая функция формирует пространство, в котором руководитель может своевременно вносить корректировки и принимать решения для предотвращения негативных событий.
Стратегическое управление – это метод, призванный для поддержания высокой степени функционирования компании, а также достижения ею результатов в долгосрочном периоде.
Оценка стратегического управления
Внедрение стратегического планирования и управления на предприятии является достаточно трудоемким процессом. Обязательным условием эффективности работы менеджеров и руководителей является отслеживание эффективности внедренных разработок на практике.
Сама стратегия подразумевает наличие комплекса альтернативных решений, при этом предприниматель выбирает те из них, которые считает наиболее оптимальными на текущий момент времени. При этом выработка разнообразных подходов дает руководителю пространство вариантов, которые он может применять в зависимости от изменчивости внутренней и внешней ситуации.
Можно сказать, что эффективность менеджмента в долгосрочной перспективе зависит от следующих факторов:
- качества поставленных целей и их соответствия конъюнктуре среды и ресурсам компании;
- мотивационной подготовки кадров;
- адекватности выработанных стратегий поставленным целям.
Оценка может быть объективной и базироваться на реальных количественных показателях результатов деятельности компании. Так же она может быть субъективной и вырабатываться самим руководителем в зависимости от его опыта и предпринимательских способностей. Оцениваться могут внешние признаки реализации стратегии, а также внутренние. Кроме того, анализ эффективности проводится на этапе, когда поставленная цель достигнута. Деятельность компании может отслеживаться на всем промежутке его функционирования. В этом случае руководитель получает возможность оценить изменения за некоторый промежуток времени и понять тенденции реализации стратегии и ее адекватность имеющимся параметрам.