Место менеджмента на предприятии
Современные рыночные условия большинства национальных экономик мира требуют от руководителей и предпринимателей профессионального подхода в организации работы объектов хозяйствования. Управление стало рассматриваться, как отдельная область теоретических знаний лишь к концу девятнадцатого века.
Выделение менеджмента в отдельную дисциплину, а также подготовка специалистов началась лишь в тридцатые годы прошлого века. Менеджеры среднего звена выделились в отдельную социальную группу, которая стала оказывать определенное влияние на общество. Специалисты данной области особенно важны на крупных коммерческих предприятиях национального и международного масштабов. Связано это с тем, что являясь сложными и большими структурами, эти объекты хозяйствования требуют искусного управления для сохранения целостности и достижения поставленных целей и задач. Кроме того, корпоративные системы реального и кредитно-денежного секторов оказывают воздействие на итоговые показатели деятельности стран, а также на вектор экономического развития национальной хозяйственной системы. Поэтому от решений и профессионализма менеджеров зависит не только судьба компании, но часто и некоторые параметры экономической жизни страны.
Менее крупные компании в условиях рынка так же требуют качественного менеджмента. Компании сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, воздействием макро- и микросреды, влиянием рисков и так далее. Управление объектом хозяйствования позволяет минимизировать это воздействие, либо вовремя среагировать и внести необходимые коррективы при наступлении негативных событий.
Менеджмент преследует такие цели, как:
- Создание условий для успешной деятельности предприятия на рынке, а именно, сохранение высокого уровня конкурентоспособности и эффективности действий.
- Постоянное исследование рынка, адаптация работы компании под его конъюнктуру. Своевременное внедрение инноваций, новых технологий, продуктов и так далее.
- Оптимизация работы персонала для повышения производительности труда, профессионализма.
Менеджмент предприятия неразрывно связан с его экономической деятельностью. Любая компания стремится к максимизации доходов и получению наиболее выгодного положения на рынке. Управление объектом должно осуществляться согласно плану по достижению стабильного экономического положения, которое обеспечит долгосрочную работу компании.
Сущность стратегического управления предприятием
Понятие управления предприятием является достаточно емким. Одним из его направлений можно назвать стратегический менеджмент. Он занимается организацией работы компании с условием гибкого реагирования на любые изменения рынка, а также для установления общей направленности ее работы. Следование стратегическому плану дает возможность сохранять должный уровень работоспособности и конкурентных преимуществ в длительном периоде.
Стратегия требует комплексного и системного подхода. Комплексность подразумевает согласованность действий всех подразделений компании. То есть, все ее элементы и подсистемы должны действовать в едином направлении и следовать общей цели, определенной стратегией. Кроме того, стратегическое управление требует внедрения целого комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и задач. Так же оно оказывает воздействие на динамику экономического развития предприятия, своевременное внедрение управленческих решений, составление прогностических планов и проведение соответствующей аналитической работы.
По сути, основная задача стратегического управления направлена на определение места предприятия, его потенциала, а также такую организацию внутренней деятельности, которая приведет к желаемому результату. Стоит помнить, что установленный план должен быть гибким и способным адаптироваться к конъюнктуре рынка и уровню конкуренции на нем. Стратегическое планирование предполагает прохождение нескольких этапов:
- Поиск общего направления деятельности, определение целей и сферы работы.
- Разработка тактических задач.
- Выработка стратегических подходов, способных достичь необходимых целей.
- Утверждение наиболее подходящей стратегии.
- Внедрение теоретических разработок в реальную жизнь.
- Создание условий для получения обратной связи, осуществления контроля.
Инструменты стратегического управления
Разработка стратегии компании требует больших денежных и временных затрат. Поэтапное внедрение теоретических данных, основанных на предварительном анализе собранных данных о рынке, конкурентах, продуктах, потенциале компании, в практическую жизнь, можно реализовать при помощи определенного набора инструментов. Рассмотрим некоторые из них:
- СВОТ – анализ представляет собой общую оценку местоположения компании и ее конкурентных преимуществ на текущий момент времени. Производится сопоставление слабых и сильных сторон фирмы согласно перечню имеющихся показателей и параметров. Этот подход дает понимание соответствия стратегии тем ресурсам и потенциалу, которыми обладает компания.
- Оценка сильных, слабых и нейтральных сторон используется для анализа факторов внутренней среды. Выделение сильных сторон показывает, какие ресурсы могут помочь в реализации стратегии. Слабые стороны необходимо ликвидировать, либо минимизировать их влияние. Внутренняя среда оценивается с точки зрения пяти параметров, а именно, маркетинга, персонала, финансов, операций и общей внутренней культуры.
- ПЕСТ – анализ или анализ факторов внешней среды. Здесь оцениваются политические, экономические, социальные и технологические аспекты. Результаты подобной аналитической работы позволяют увидеть перспективы предприятия в тех условиях внешней среды, которые существуют на текущий момент.
- Анализ разрывов представляет собой комплексный подход к изучению разницы между текущим реальным состоянием предприятия и желаемым. Этот вид работы дает возможность выявить скрытый потенциал компании и реализовать его на практике. Кроме того, этот анализ может использоваться как для стратегических целей, так и для тактических процессов и задач.
Таким образом, инструментами стратегического менеджмента являются методы аналитической работы, позволяющей провести многостороннюю и многоуровневую оценку работы предприятия, составить прогнозы ее развития и минимизировать влияние негативных факторов.