Особенности стратегического менеджмента
Организация работы предприятия требует от его руководителя тщательной подготовительной работы. Связано это с тем, что современные экономические отношения строятся на рыночных отношениях, которые предполагают наличие конкуренции, независимости действий хозяйствующих субъектов, а также разнообразия форм ведения экономической деятельности. Большинство предприятий действует в условиях конкурентной борьбы с множеством объектов, создающих однородную или взаимозаменяемую продукцию. Руководителю компании необходимо так выстроить ее работу, чтобы в долгосрочной перспективе сохранять должный уровень конкурентоспособности и возможности получать определенный доход.
Стратегический менеджмент выступает эффективным инструментом организации работы любого объекта хозяйствования. Он формирует цели компании, определяя направленность и сферу ее деятельности. Стратегический подход в управлении имеет достаточно абстрактную форму, он определяет общую философию работы предприятия.
Разработка стратегии фирмы предполагает соблюдение следующих этапов:
- Определение общего направления работы.
- Постановка стратегических целей и формирование тактических приближенных к реалиям задач.
- Разработка комплекса подходов, способных воплотить в практическую жизнь стратегию компании.
- Выбор и утверждение наиболее рациональной стратегии.
- Непосредственное внедрение бизнес – схем в жизнь.
- Осуществление контроля над качеством исполнения принятых решений.
Комплексность является главным аспектом стратегического менеджмента. Реализация долгосрочных идей должна согласовывать работу всех подразделений фирмы, то есть определять общую направленность деятельности. Подготовительный этап должен включать в себя четкий анализ всех возможных факторов воздействия, а также рисков. И обязательным условием эффективности стратегического менеджмента является разработка и внедрение обратной связи.
Понятие бизнес-модели
Моделирование является одним из наиболее широко применяемых научных методов. Он дает возможность не только наглядно изобразить явления и процессы в системах, но также дает основание для проведения математических расчетов, поиска закономерностей, установления связей и проведения глубокого детального анализа. В сфере стратегического менеджмента бизнес-моделирование позволяет описывать процессы, которые позволят достичь поставленных на долгосрочный период целей. Сама бизнес-модель в данном случае выступит в качестве формализованного описания некоего действия, либо объекта.
Развитие бизнес – моделирования началось относительно недавно, в семидесятые годы двадцатого века. Самые ранние исследователи говорили о том, что бизнес – модель позволяет четко определить с какой целевой аудиторией будет работать предприятие, а также сформировать будущий продукт и методы его продажи. То есть, построение бизнес – модели будущей фирмы дает возможность избавиться от ненужной траты времени и средств. Так же считалось, что построение модели бизнеса дает общее представление об его успешности в будущем. Данная информация важна для потенциальных инвесторов и кредиторов.
Наиболее известным стратегом в сфере управления является Остервальдер. Он предложил свою схему разработки бизнес – моделей. Главной их целью он определил создание, развитие или обеспечение стабильного функционирования компании, как в текущем времени, так и в будущих периодах.
Модель Остервальдела включает в себя девять составляющих, эффективная и согласованная работа которых в конечном итоге приведет к желаемому уровню доходов. Модель описывает основные сферы работы компании, а именно:
- взаимодействие с покупателем;
- оптимизацию предложения;
- производственную инфраструктуру;
- движение финансовых средств.
Остервальдер выработал такой подход, которые позволяет поэтапно реализовывать общую стратегию компании, через организационную структуру, процессы и системы.
Виды бизнес-моделей
В стратегическом менеджменте существует большое разнообразие бизнес – моделей. Те или иные из них используются в зависимости от целей их построения. Например, разработка бизнес-плана может быть направлена на организацию нового объекта хозяйствования, либо на привлечение инвестора, либо для получения кредитных денежных средств. Кроме того, он может способствовать слиянию с другими компаниями, внедрению нового продукта, технологии, а также в целях проведения аналитической работы. В любом случае избранная бизнес – модель должна решать поставленные перед ней задачи, и создать общую динамическую картину развития компании в установленном периоде.
Бизнес-модель дает наглядное описание работы организации от взаимодействия с поставщиками и создания продукции, до работы с конечным покупателем и получения выручки. На текущий момент выделяют такие общепринятые модели бизнеса как:
- Франчайзинг, подразумевающий продажу прав на ведение бизнеса в рамках установленной модели.
- Проведение прямых продаж, то есть торговля без посредников и торговых точек.
- Бизнес для бизнеса – вид взаимодействия предприятий в части их экономического обмена.
- Бизнес для клиентов направлен на реализацию созданной продукции в пользу конечного потребителя.
- Бизнес для правительства описывает отношения между государством и частными предприятиями, создающими продукцию для государственных заказов. В последнее время в данной сфере речь идет об электронном обмене данными в части государственных закупок.
- Правительство для бизнеса показывает устройство виртуального взаимодействия госструктур для работы коммерческих организаций.
- Аутсорсинг подразумевает передачу некоторых сфер деятельности компании сторонним организациям.
Не так давно на рынке появилось понятие стартапа. Оно описывает работу вновь созданных компаний над общим проектом. Обычно их деятельность объединена общей продуманной бизнес – идеей. Успешный стартап выстраивается только благодаря отдаче в начальный период работы. На этом этапе, как правило, действует небольшая группа людей. Если стартап будет удачным, то он может вырасти в большую устойчивую компанию.