Значение стратегического менеджмента
Эволюция человечества сопровождалась бурным развитием экономических отношений. Установление хозяйственных связей способствовало усложнению производственных процессов, появлению новых видов взаимодействия между экономическими агентами. Такая разветвленная структура организаций требует профессионального подхода в части управления и постановки ведущих целей и задач. Эффективный менеджмент позволяет не только структурировать внутренние процессы, но и минимизировать негативное влияние внешних факторов и уменьшить риски деятельности компании.
Стратегическое управление связано с долгосрочным планированием и разработкой глобальных целей для конкретного объекта хозяйствования. Так же оно позволяет создать комплекс мероприятий по длительному сохранению работоспособности фирмы и поддержанию оптимального уровня конкурентных преимуществ. В данный комплекс входят действия и инструменты, которые дадут возможность реализовать предпринимательские идеи в практическую жизнь.
Управление в долгосрочном периоде предполагает проведения ряда мероприятий, которые позволят максимально эффективно реализовать потенциал предприятия. К ним относят:
- Поиск и утверждение основной направленности деятельности компании и сферы ее интересов.
- Дробление глобальной цели на тактические задачи.
- Разработка комплекса стратегий, направленных на решение поставленных задач.
- Утверждение оптимальной стратегии для конкретного предприятия.
- Реализация управленческих решений на практике.
- Осуществление надзора и контроля над выполнением планов и целей.
Стоит отметить, что стратегическое управление компанией предполагает комплексный подход. Для того, чтобы стратегия фирмы сработала необходимо провести тщательную подготовительную работу, а именно, провести анализ факторов, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность компании и ее результаты. Достижение общей цели ложится на все подразделения компании. Для каждого из них разрабатывается своя организация деятельности и специфический подход в управлении. Важно, установить качественную обратную связь, которая позволит своевременно реагировать на недоработки в системе и ликвидировать их в максимально короткие сроки.
Понятие бизнес – моделей и их особенности
Стратегический менеджмент включает в себя комплекс мероприятий, охватывающий всю деятельность компании в целом. Для удобства реализации поставленных целей общее направление работы разбивают на отдельные бизнес – модели. Они представляют собой наглядное, упрощенное отображение процессов, которые происходят или должны происходить в системе хозяйствования объекта. Бизнес – модель дает возможность увидеть весь потенциал того или иного явления, а также спрогнозировать конечный результат.
Само моделирование применяется во многих научных направлениях. Оно позволяет не только упростить и унифицировать описание процесса, но также увидеть его слабые и сильные стороны. На основе полученных данных руководителю проще реализовывать управленческую деятельность. Бизнес – модели часто создаются при помощи программного обеспечения, с использованием наиболее эффективных алгоритмов с учетом производственной специфики объекта.
Бизнес – моделирование дает возможность увидеть общий потенциал компании, а также проанализировать работу отдельных подразделений и структур. Кроме того, большое значение оно играет в определении слабых мест, вероятности возникновения рискованных ситуаций. Аналитическая работа на базе моделирования позволяет увидеть места возникновения риска, а также элементы, способные стабилизировать работу фирмы, либо привести ее к новому этапу развития.
Часто бизнес – модели путают со стратегическим управлением, хотя у каждого из этих понятий есть своя специфика. Бизнес – модели имеют следующие отличительные особенности:
- Они описывают методы достижения краткосрочных целей, то есть имеют тактическую направленность.
- В их основе лежат практические данные, они максимально приближены к реалиям, в которых работает компания.
- Тяготеют к финансовой направленности.
Наиболее оптимальным является разработка общей стратегии компании, а уже на ее основе формируются конкретные бизнес – модели.
Построение бизнес – моделей
Построение бизнес – моделей требует соблюдения определенных этапов:
- Определение основных целей и задач.
- Поиск оптимального шаблона модели.
- Реализация грамотного заполнения шаблона.
Само построение моделей бизнес – процессов должно включать в себя ряд обязательных действий. Сначала аккумулируются все возможные данные и информация о процессе или явлении. Собирается аналитика по оценке факторов, ресурсов, потенциала, производится подбор персонала. Далее определяются условия среды, в которых придется работать.
На основе вышеуказанных данных разрабатываются идеи в рамках специфики компании, для этого обычно используется «мозговой штурм». Как правило, сначала формируется комплекс идей, а затем из них выбираются наиболее оптимальные. Далее модель тестируется, то есть проводиться анализ ее адаптивности к реалиям рынка. Производится корректировка модели с учетом практических особенностей. Последний этап предполагает непосредственное управление процессом, включающим в себя контроль и обратную связь.
Наиболее часто построение моделей бизнес – процессов используется в предпринимательстве. Для этих целей существуют общепринятые принципы их составления, разработанные разными учеными. Например, существует модель Бланка – Дорфа. Она рассматривает подход к организации бизнеса с точки зрения потребительского спроса. Построение модели включает в себя анализ и сбор данных о потребителях, продукте, доходах, ресурсах, партнерах.
Другая известная модель Остервальдера включает в себя девять блоков. Построение модели основано на аккумуляции информации о потребителях, ценности продукта, сбытовых каналах, работе с партнерами, структуре издержек и доходов, необходимом объеме производственных факторов.