Сущность стратегического менеджмента
Хозяйственные отношения существуют так же долго, как и человечество. Историческое развитие общества способствовало формированию производства, усложнению цепочки по созданию блага. Появились сторонние организации, осуществляющие вспомогательные функции. Предприятия сами по себе представляют иерархические структуры, кроме того, они взаимодействуют с большим количеством контрагентов. На них воздействует большое количество факторов, относящихся к внешней среде, а также к влиянию внутренних процессов на итог. Для того, чтобы управлять подобными сложными структурами необходимо подготовительное планирование и анализ. Все эти мероприятия входят в комплекс менеджмента компании.
Одним из его направлений является стратегический менеджмент. Он относится к постановке общих целей компании и носит идейный или абстрактный характер. Стратегическое управление включает в себя комплекс мероприятий и принципов, которые позволяют поддерживать работоспособность и должный уровень конкурентных преимуществ фирмы в длительном периоде. Кроме того, сюда относят инструментарий, создающий условия для реализации предпринимательских идей в практическое применение.
Долгосрочное планирование предполагает поэтапную разработку мероприятий, которые в конечном итоге способствуют повышению эффективности всего комплекса стратегического управления:
- Определение ключевого направления деятельности фирмы, а также сферы, в которой она будет работать.
- Далее общая цель делится на задачи, которые можно реализовать в более короткие сроки.
- Поиск и разработка ости стратегий, позволяющих достичь поставленных задач.
- Выбор наиболее рациональной стратегии.
- Внедрение плана в жизнь.
- Установление прозрачной обратной связи и контроля за исполнением управленческих решений.
Стратегический менеджмент направлен на работу всей компании и ее подразделений. Достижение общей цели невозможно без согласованности действий всех элементов рассматриваемой системы. Для того, чтобы долгосрочное планирование было рабочим необходимо провести подготовительный анализ всех возможных факторов, оказывающих воздействие на предприятие. Мероприятия по организации деятельности всех подразделений входят в общую схему управления. Кроме того, важной составляющей реализации стратегии является установление прозрачного информационного поля, обеспечивающего быструю и качественную обратную связь с руководством. Такой подход позволит своевременно реагировать на сбои в работе системы.
Значение бизнес – модели
Реализация стратегии компании невозможна без слаженной работы всех ее подразделений. Для того, чтобы оптимизировать и согласовать работу всех элементов системы используется моделирование бизнес – процессов. Метод моделирования широко используется множеством общественных наук. Он позволяет создать детальный наглядный шаблон событий или явлений в системе. Обычно, описательная часть формируется таким образом, что на ее основе могут проводиться расчеты, формироваться прогнозы развития и анализироваться данные рассматриваемых систем. Поэтому бизнес – модель является эффективным инструментом в руках менеджеров и владельцев компаний.
Современное развитие высоких технологий позволяет разрабатывать бизнес – модели с помощью программного обеспечения. Зачастую оно использует оптимальные универсальные алгоритмы, которые учитывают основные параметры деятельности любой компании. Подобные программы выступают инструментом реализации управленческих решений, а также позволяют использовать бизнес – модель в качестве методологии действий для делегирования полномочий и ответственности менеджерам более низкой ступени.
Бизнес – модели процессов дают широкий перечень информации для анализа и определения потенциала компании. Они отслеживают слабые и сильные стороны, а также способны предоставить необходимые данные о тех или иных рисках, связанных с работой компании. Кроме того, модель процесса дает возможность увидеть нестандартные пути реализации привычных действий в рамках конкретного бизнеса, то есть определить элементы системы, способные дать толчок к росту доходов.
Отличительными особенностями бизнес – моделей от стратегического управления являются следующие признаки:
- Модель описывает определенное действие, которое может быть совершенно в ближайшее время. То есть она направлена на достижение тактических целей.
- Модели максимально приближены к реальности. Обычно они строятся на основании практических данных.
- В большей мере бизнес – моделирование ориентировано на описание финансовых потоков.
Как правило, сначала разрабатывается бизнес – стратегия компании, а затем создается перечень бизнес – моделей.
Бизнес – модель компании
Создание компании требует тщательной подготовки и разработки бизнес – плана, который будет содержать подробную информацию о всей структуре будущей фирмы. Обычно, для разработки данного плана привлекают профессионалов, специализирующихся на планировании. Успешный бизнес – план будет не только гарантом будущих возможностей фирмы, но также выступит средством привлечения сторонних инвестиции, необходимых на первоначальных этапах развития компании.
Рынок постоянно изменяется, но в качестве моделей будущего бизнеса используются наиболее успешные примеры действующих предприятий. Позже специалист дорабатывает план в зависимости от специфики отрасли и ее новых требований к объекту хозяйствования. Привлечение специалистов для разработки бизнес – плана необходимо в том случае, если предпринимателю сложно оценить тактические задачи. Построение бизнес – модели компании требует тщательного рассмотрения и утверждения каждого блока, описывающего работу того или иного подразделения. Чем детальнее будет бизнес – план, тем выше вероятность минимизации рисков при его реализации.
Оценка эффективности бизнес – модели компании или ее бизнес – план определяется прежде всего потребностями потенциальных покупателей, а также способностью модели обеспечивать прибыль компании в будущем. Перед разработкой бизнес-плана необходимо собрать и проанализировать следующие данные:
- Об отрасли, в которой будет действовать компания. Здесь собирается информация об уровне конкуренции, предприятиях, создающих однородную продукцию, факторах, лидеры, ожидания потребителей.
- Устройство будущей компании на предмет источников доходов, путей реализации и снабжения, каналов сбыта, маркетинговых мероприятий и другого.
Далее следует:
- Разработка долгосрочных глобальных целей, поиск направления и сферы деятельности компании.
- Формирование бизнес-плана с учетом всей доступной информации.
- Корректировка бизнес-плана в зависимости от текущих и будущих требований рынка.