История создания Верховного суда Великобритании
Британский Верховный суд является одним из высших судов страны. В основе его образования лежит конституционная реформа 2005 г., позволяющая суду рассматривать апелляционные жалобы на решения всех английских, уэльских, североирландских судов, а также на решения гражданских дел судов Шотландии. Что касается уголовных дел в Шотландии, то по ним последней инстанцией является Высший уголовный суд.
Рисунок 1. Верховный суд. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В юрисдикции Верховного суда находится также разрешение споров, связанных с передачей местным правительствам и законодательным органам, некоторых полномочий центральных органов Королевства. Это касается Уэльса, Северной Ирландии, Шотландии.
В ведении Верховного суда находятся все судебные функции Палаты лордов. Осуществление данных функций ранее происходило через Апелляционный комитет и часть полномочий по рассмотрению вопросов делегирования власти частям Великобритании. До этого вопросы рассматривались в Судебном комитете Тайного совета.
К своим функциональным обязанностям Верховный суд приступил 1 октября 2009 г. В состав Палаты лордов Апелляционного комитета входит 12 лордов-судей, во главе которых стоял Лорд-канцлер. Он одновременно занимает две должности, являясь председателем Палаты лордов и главным судьей Англии и Уэльса.
Необходимость судебной реформы была инициирована в 2003 г. партией Лейбористов, во главе которой тогда стоял премьер-министр Тони Блэр, желавший создать независимую судебную систему. Судебная система должна быть открытой и прозрачной.
Таким образом, все изменения судебной системы были мотивированы. Законодательная и судебная власть находились в тесной связи, что нарушало принцип разделения властей и противоречило требованиям Европейской конвенции о защите прав человека. Ситуация складывалась абсурдная – обладавший высшими судебными функциями, парламент имел возможность интерпретировать нормы закона, изданного самим в свою пользу.
Ярым противником реформы был первый председатель Верховного суда Лорд Дэвид Ньюбергер. По его мнению, традиционная судебная система работала четко и не требовала больших финансовых затрат, являясь при этом эффективной.Беспокойство у него вызывало и то, что судьи нового суда сразу получат очень много властных полномочий.
Реформы, предложенные без особых консультаций, были противоречивыми, но позже довольно широко обсуждались в парламенте. В 2004 г. аргументы «за» и «против» создания нового суда были изучены Палатой лордов.
Стоимость создания нового суда правительство оценило в 56,9 млн. фунтов стерлингов.
Юрисдикция и полномочия Верховного суда
Дела, которые заслушивает Верховный суд, затрагивают все население Великобритании. Как правило, они должны иметь большую общественную или конституционную важность.
Гражданские дела Шотландии до 15 сентября на подачу апелляции из Сессионного суда разрешения не требовали. Если два адвоката подтверждали, что апелляция подходит, то любое дело могло быть передано в Верховный суд Королевства.
После того как Закон о реформе вступил в силу, процедура рассмотрения гражданских дел в Шотландии была приведена в соответствие со всеми частями страны.
Поскольку Верховный суд рассматривает дела, где возникают вопросы права общественного значения, то для их рассмотрения могут быть выбраны апелляции из многих областей права. Это могут быть коммерческие споры, семейные дела, иски о судебном пересмотре, подпадающие под действие Закона о правах человека 1998 г.
Апелляции по уголовным делам Верховный суд страны рассматривает в исключительных случаях из Высокого суда юстиции в отношении «вопросов передачи полномочий», что определено законами 1998 г. Шотландии и Северной Ирландии и Законом о правительстве Уэльса 2006 г.
Вопросы передачи полномочий также определяет Верховный суд. У Верховного суда есть отдельная от других судов Королевства администрация. Ее возглавляет глава исполнительной власти, назначаемый президентом суда.
Дела обычно рассматривает коллегия из пяти судей, если нет обстоятельств, требующих большего их числа. В том случае если дело имеет большое конституционное или общественное значение, тогда в комиссии могут заседать более пяти судей.
Большее количество судей рассматривает также те дела, которые связаны с важными вопросами в отношении Европейской конвенции о правах человека, если возник конфликт решений между Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета или Верховным судом.
В конечном итоге состав комиссий определяет Президент. Число судей в комиссии нечетное во избежание ничьей при голосовании.
Максимально возможная комиссия по делу, таким образом, составляет 11 судей, срок полномочий которых не ограничен, однако парламент их может сместить.
Судьи Высокого суда в отставку выходят в семидесятилетнем возрасте, если были при судебных должностях. Лорд Филлипс был первым президентом Верховного суда с 1 октября 2009 г., а лорд Хоуп стал первым заместителем председателя.
Первым судьей 30 сентября 2010 г. был назначен лорд Сэвилл, вышедший в отставку, а за ним последовал лорд Коллинз 7 мая 2011 г.
Президент суда имеет право потребовать, чтобы старшие судьи из других групп в дополнение к постоянным судьям, занимали должность «исполняющих обязанности». В первую группу входят те судьи, которые занимают «должность старшего территориального судьи».
Вторая группа является как бы «дополнительной панелью».
Лицо, назначаемое в суд должно было в любое время занимать высокую судебную должность не менее 2-х лет, а также не мене 15 лет должно было быть квалифицированным практикующим специалистом.
Работа Верховного суда Великобритании за границей
Верховный суд Королевства с самого начала своего создания часть судей направил в верховный суд Гонконга – Апелляционный суд последней инстанции, созданный в 1997 г. и установивший эту практику.
Палата лордов в это время еще была высшим апелляционным судом Королевства.
Английские судьи по закону становились местными гонконгскими судьями, приняв судебную присягу под залог верности. Присяга позволяет судьям иметь двойную лояльность и одновременно работать в высших судах обеих юрисдикций.
Гонконг считает, что судебная система и его международная репутация в результате этого только укрепляется. Однако есть сомнения в целесообразности этой практики и призывы к ее прекращению.
В главном суде Гонконга на май 2021 г. одновременно заседали два судьи Верховного суда Великобритании – это лорд Рид и лорд Ходж. Шесть отставных судей и два отставных лорда указываются в качестве назначенцев.
Бывший президент Верховного суда Соединенного Королевства – Бренда Хейл, в июне 2021 г. объявила о решении не добиваться повторного назначения в суде Гонконга, отмечая влияние закона о национальной безопасности.
Ее полномочия истекли в июле 2021 г. Хейл стала первым высокопоставленным судьей Великобритании, которая покинула Верховный суд Гонконга после вступления в силу закона о безопасности.
В августе 2021 г. лорд Рид на фоне разногласий выступил с заявлением, которое подтверждало, что судебная система Гонконга в значительной степени действует независимо от правительства.
Через три месяца американо-китайская комиссия представила свой годовой отчет Конгрессу США с подробным описанием ситуации в Китае.
Комиссия в своем отчете заявила, что независимость судебной системы Гонконга фактически не существует, а это противоречит свидетельству лорда Рида.
Под вопрос комиссия поставила работу иностранных судей, включая британских, в суде Гонконга. Верховный суд Великобритании еще может защищать верховенство закона в Гонконге.