История театра Великобритании
Театр – это основной род зрелищного искусства, включающего драматический театр, оперный и балетный театр, театр пантомимы.
Первый в истории современной Европы стационарный театр появился в 1576 г. на северной окраине Лондона, в Шордиче, где проходили публичные представления. Театр был основан актером Дж. Бербеджем и его зятем Дж. Брейном. Свое детище они назвали «Театр», рассчитывая на то, что слово созвучно латинскому «theatrum» должно придать их начинанию намек на античное происхождение. Они даже не подозревали того, что слово «театр» станет родовым для целого вида искусства.
Драматическое искусство в Англии появилось давно, еще со времен уличных представлений. Обычно они проводились на церковные праздники, и, естественно, были своеобразными нравоучениями.
Отход от религиозной тематики наметился в эпоху Возрождения – приобретался все более светский характер. Не являясь большими знатоками античности, англичане, в организации сценического пространства, ориентировались на способ, унаследованный от средневекового театра. Однако они хорошо знали, как подготовить зрелище для большого числа зрителей, поэтому строили не памятники архитектуры, а сооружения, приносящие доход.
Их эксперимент оказался очень удачным и в течение следующих 40 лет общественных зданий, подобных «театру» в Лондоне было построено больше десятка. В это число входил и прямой наследник «Театра» – шекспировский «Глобус».
Рисунок 1. Театр «Глобус». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Английское театральное искусство в конце XVI- начале XVII в. переживало эпоху бурного расцвета, и появляющиеся в те времена театры носили звучные названия – «Лебедь», «Фортуна», «Надежда».
В начале XVII в. английское театральное искусство вступает в пору кризиса, а в 1642 г. во время буржуазной революции театры закрываются по распоряжению парламента.
Театральная деятельность вновь возобновляется после реставрации монархии в 1660 г. В это время на смену открытым подмосткам появляются сцены, закрытые с трех сторон.
После восстановления монархии театры находятся под личным патронажем Карла II. Появляются первые профессиональные актрисы, а новыми жанрами становятся героическая и патетическая драмы, реставрационная комедия.
Новый жанр трагедии «кошмаров и ужасов» появляется в конце XVIII века, который был предшественником романтизма – нового театрального направления, создателем которого был Хорас Уолпол.
Упадок английской драматургии, приходящийся на XIX век, идет одновременно с расцветом английского романа. Разрыв между уровнем романа и драмы является характерным для литературы этого периода.
Начало XX века характеризуется появлением в Англии системы коммерческого театра. Эта система, ориентированная на развлечение буржуазной публики, действует и сегодня. Однако театральные искания в Англии проходили вне коммерческого театра, они шли на сценах репертуарных театров Манчестера, Бирмингема, в шекспировском мемориальном театре в Стратфорде на Эйвоне. Особенно выделялся в этом плане лондонский театр «Олд Вик», переживавший в 30-е годы бурный расцвет.
Театральные традиции Великобритании
В отрыве от прошлого современный английский театр понять довольно сложно. Актерское искусство – это результат накапливаемых традиций, которые переходили от поколения к поколению.
Это очень хорошо просматривается на исполнении шекспировских ролей, поскольку драматургия Шекспира была основной школой актерского мастерства.
Театральные традиции включают весь опыт английского театра от Гаррика и до корифеев английской сцены конца XIX века. Преобладают в этом сплаве то одни, то другие элементы, но в стиль актерской игры и режиссуры они входят как бы преломленные временем, а не в своем прежнем виде.
В постановках пьес Шекспира была приподнятая манера игры, накал страстей, что шло из традиций актеров романтической школы, во главе которой был Э. Кин.
Театр, стремящийся воссоздать исторически точную обстановку прошлого, будет проявлять принципы, введенные на английской сцене Ч. Кином и У. Макреди, Г. Ирвингом.
От Ирвинга идут традиции тщательной разработки всех деталей спектакля, традиции продуманного решения театрального действия. Он создавал глубоко интеллектуальные образы.
Традиция эмоционально-лирического исполнения женских ролей идет от его партнерши Э. Телли, продолженные современными актрисами Вивьен Ли и Пегги Эшкрофт.
Что касается драмы, то там преобладали элементы нового направления, возникшие под влиянием реалистической драматургии Европы конца XIX- начала XX века.
«Независимый театр» Т. Грейна, как представитель движения «свободных» театров, сыграл большую роль в борьбе за утверждение реализма.
В начале XX века в английском театре идут большие перемены – режиссер Х. Гренвилл-Баркер нашел простые и конструктивные решения, ускорившие темп спектакля. Он применил прием с выходом актеров на авансцену к рампе, а позади них опускался занавес, и происходила смена декораций, что позволяло достичь непрерывности спектакля.
Перед Второй мировой войной в английском театре отмечается сильное влияние реалистической системы К.С. Станиславского. Драматургия А.П. Чехова оказывает на английский театр огромное воздействие.
На английской сцене после Чехова, Голсуорси, Шоу утверждаются принципы реалистической школы. Ведущий актер одновременно был режиссером спектакля, и эта система держалась в Англии дольше, чем в других странах.
В XX веке в Англии не было режиссеров, которые могли бы сравниться со Станиславским или Рейнгардтом. Тем не менее, постановочные тенденции продолжают развиваться, и из режиссеров 20-30-х годов выделяются Ф. Бенсон, Б. Джексон, Бэзил Дин, Л. Кэссон, Ф. Комиссаржевский.
Между двумя мировыми войнами английская драматургия имела достаточно много интересных пьес Шоу, Пристли, Моэма, но главным полем творческих исканий в искусстве актера и в режиссуре оставались драмы Шекспира.
Театры Лондона
Театр Олдвич является одним из самых старых театров Лондона. На протяжении более чем 100 лет он собирает вокруг себя всю элиту столицы. На сцене этого театра стояли Дж. Коллинз, Вивьен Ли, Б. Рэтбоун и др.
Яркие музыкальные представления дарит своим поклонникам театр Нью-Лондон, мюзиклы которого принесли молодому театру большую известность в 70-80-е годы. И сегодня это театр своими постановками на мировом уровне дарит радость зрителям, используя яркие сценические действия и хорошую музыку.
Известные спектакли в стиле мюзикла и комедийные пьесы идут на подмостках лондонского театра Шафтсбери., отпраздновавшего недавно свой 100-летний юбилей. Театр работал и в годы Второй мировой войны.
Из современных в Лондоне выделяется театр Пинкок. Благодаря новаторскому подходу к классической драматургии, он достойно конкурирует со старыми театрами. Артисты театра для усиления эффекта от пьесы используют некоторые элементы современных уличных танцев и акробатические номера.
Классическим репертуаром радует своих поклонников Гранд-Опера в Белфасте. Далеко не последнюю роль в становлении театра в стране сыграл главный сегодня королевский театр Друри-Лейн, являющийся главным центром драматического искусства, расположенный в Лондоне. На его подмостках работали многие именитые актеры.
Рисунок 2. Театр Друри-Лейн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Театр Ее Величества британской королевы был создан в начале XVIII века – здание театра является исторической и культурной ценностью страны. Театр предлагает своему зрителю классический репертуар, который придется всем по вкусу. Театр находится на западе Вестминстера.
Безусловно, нельзя не сказать о театре «Глобус», в стенах которого ставил и играл свои пьесы Великий Уильям Шекспир. Построено первое здание театра на деньги труппы в 1599 г. Театр горел и вновь восстанавливался, а в 1642 г. он был закрыт.
Современное здание театра реконструировали по найденным при раскопках описаниям. На спектакль в театр можно попасть с конца апреля до середины осени, а на экскурсию в здание театра можно прийти в любое время.