Порядок установления государственной границы
В отношении государственной границы органы государственной власти обладают определенной юрисдикцией, а именно:
- устанавливают границы и обозначают их на местности;
- поддерживают порядок использования соответствующих территорий;
- занимаются вопросами охраны государственной границы.
Процесс установления границ включает две стадии: делимитацию и демаркацию.
Процедура делимитации предполагает определение границ государства в договорном порядке с нанесением ее на географическую карту. При демаркации государственная граница переносится на местность с установлением опознавательных знаков.
Установление границ происходит несколькими способами:
- ортографический способ, при котором учитываются естественные особенности рельефа, например, горы;
- геометрический способ – границы устанавливаются между конкретными точками в виде прямой линии. Используется такой способ не часто и без учета рельефа местности. Такие небольшие участки границы у России есть с Китаем и Финляндией;
- астрономический способ, когда граница проводится по параллелям и меридианам. Такой способ установления границ характерен в основном для африканских стран.
При необходимости изменения границы проводят редемаркацию. В этом случае граница существенно меняется, значит, на месте необходимо изменить географические знаки.
Для установления государственной границы России существует ряд принципов: мирное разрешение пограничных споров, взаимный суверенитет и территориальная целостность, нерушимость государственной границы, сотрудничество с иностранными государствами, обеспечение государственной безопасности России.
Существует такое понятие как правовой режим, который в разных отраслях имеет разное содержание.
В отношении российских государственных границ законодатель определяет следующие элементы правового режима государственной границы России:
- правила содержания государственной границы;
- правила пересечения государственной границы транспортным средствами;
- правила перемещения товаров через государственную границу;
- правила ведения на государственной границе или вблизи ее хозяйственной деятельности;
- правила разрешения пограничных споров с иностранными государствами.
Изменение границ с точки зрения международного права может быть осуществлено при волеизъявлении населения и подписания соглашения с государством-соседом.
В Российской Федерации изменение государственной границы регулируется законами «О государственной границе» от 01 апреля 1993 г. № 4730-1, «О порядке принятия в РФ и образование нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ.
Территория, желающая присоединиться, получает статус субъекта по общему правилу.
Сущность понятия «сухопутные границы»
Сухопутные границы представляют собой линии, которые определяют пределы территории государства на суше.
Рисунок 1. Сухопутные границы России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значение государственных границ в современном мире особое. Конфликты между странами часто возникают из-за разного отношения к их легитимизации.
Государственная граница определяет территорию, на которую распространяется суверенитет страны, ее законы, власть высшего руководства.
С географической точки зрения границы могут быть природные, исторические, экономические, геополитические, этнокультурные.
Легитимизация границ является главной характеристикой установления природных границ, которая осуществляется согласно договорам между соседствующими странами. Договора включают точное описание границ в соответствии с географическими координатами.
Понятие «государственная граница» появилось с возникновением института государства. Границы определяли ту территорию, которая находилась под охраной государя. С этой территории собирался налог в пользу того или иного государя.
Следствием оформления государств было разграничение территорий, а их границы защищались уже с помощью силы. Границы того времени не имели четкости и определенности и по итогам военных действий часто пересматривались.
В период феодальной раздробленности значительным вкладом в институционализацию границ стало взимание таможенных платежей за транзит по территории.
В российских документах термин «граница» известен с первой половины XIV века. В существующей грамоте от 28 января 1323 г. между Новгородом и Ливонским орденом говорится, чтобы, "как это было исстари, у каждого осталась его граница".
Хотя понятие «государственная граница» было зафиксировано только в конце XVIII- начале XIX века.
На Руси к концу первой четверти XVIII века появилась терминология, связанная с охраной границ государства – «застава», «станица», «стража», «таможня», «караул», «засада». Церковно-славянский словарь и словарь русского языка в 1847 г. определял «границу» как «предел», «рубеж», который отделяет одну землю от другой.
Природу государственной территории, с юридической точки зрения, составляет государственный суверенитет. На своей территории государство осуществляет полную и исключительную власть, в границах которой могут иметь место специфические виды правовых режимов – кондоминиум, сервитут, международно-правовая аренда.
При кондоминиуме определенной территорией осуществляют совместное владение несколько государств, на которую распространяется их суверенитет. Это компромиссная мера, цель которой удовлетворить притязания нескольких государств на одну и ту же территорию.
Юридическое основание – соглашение между заинтересованными государствами. Международный договор может ограничивать территориальное верховенство государства в пользу другого государства. Характер ограничения постоянный – это есть сервитут, который могут быть положительного и отрицательного характера.
Положительный сервитут допускает действие властей другого государства на своей территории, а при отрицательном сервитуте государство на своей территории воздерживается от определенных действий.
Международно-правовая аренда предполагает использование части территории одного государства другим, не связанного с установлением политического господства.
Правовые основы функционирования пограничных представителей
Для пограничных представителей предусмотрены права и обязанности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 154 мая 1995 г. – это Закон «О государственной границе Российской Федерации» и Положение о пограничных представителях РФ.
Все, не урегулированные пограничными представителями инциденты, разрешаются по дипломатическим каналам.
На участках государственной границы, не имеющих специально назначенных пограничных представителей, функции их выполняют начальники пограничных отрядов.
Действуют они на особых основаниях. После получения представительских документов, пограничный представитель РФ письменно извещает представителя сопредельного государства о своем назначении и вступлении в должность.
Пограничные представители той и другой стороны обязаны поддерживать постоянные контакты, расследовать возникшие инциденты, обсуждать опасные проблемы, несущие потенциальную угрозу.
Чтобы оперативно разрешать возникающие на границе вопросы, пограничные представители заранее должны выработать механизм переговоров.
Помимо этого, функциями пограничных представителей являются: защита хозяйственно-бытовых интересов российских граждан, установление и поддержание нормальных взаимных отношений с пограничными представителями сопредельного государства, информирование вышестоящих органов о происходящих на сопредельной стороне событиях.
Функции, которые выполняют пограничные представители, делятся на три основные группы: превентивный характер функций, связанный со строгим выполнением международных договоров по режиму государственной границы, предотвращение нарушений порядка, поддержание постоянных контактов с сопредельной стороной, обсуждение мер, исключающих пограничные инциденты.
Функции по мирному разрешению пограничных конфликтов, расследование инцидентов, урегулирование конфликтов совместно с сопредельной стороной.
Функции контрольного характера, связанные с выполнением принятых решений, контроль над возмещением нанесенного ущерба. Рамки функций подвижны и отражают динамику развития пограничных ситуаций.