Международный туризм в России
В международном туризме место России определяется, прежде всего, экономической ситуацией, которая сложилась в стране в последние годы.
Туристическая отрасль развивается ускоренными темпами, растут конкуренция на рынке туристических услуг и коммерциализация туристской деятельности, поэтому возникло понимание того, что необходимо государственное регулирование этой сферы.
С одной стороны, в России развитию туризма уделяется больше внимания, но, с другой стороны, в стране отсутствуют телекоммуникационные средства, специально подготовленный персонал, гостиницы высокого класса, развлечения, что становится тормозом в развитии бизнес-туризма.
Правда, тенденция улучшений в этой сфере все же наблюдается и число внешних и внутренних туристов постепенно возрастает.
Рисунок 1. Выездной туризм из РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Во внимание следует принять такой важный факт, как развитие делового туризма, который раньше приходился в основном на Москву. Однако учитывая последние экономические и политические изменения этот поток необходимо переориентировать.
Особенностью туристского бизнеса в РФ является то, что его развитие ориентируется в основном на выезд – турфирмы предпочитают отправлять своих граждан за границу. Привлечением зарубежных гостей занимается небольшая их часть.
К сожалению, события сегодняшнего времени, связанные с Украиной и европейскими санкциями против России, тормозят развитие международного туризма.
Для того чтобы въездной туризм получил широкое развитие в России, необходимо укреплять международные связи и создавать для туристов привлекательные условия.
В общем надо сказать, что кризисные последствия в туризме преодолеваются, хотя туристический поток значительно снизился из-за происходящих политических событий в мире.
Рекреационно-географическое положение
Рекреационно-географическое положение – это положение относительно природных, культурно-исторических ресурсов, центров и районов отдыха.
В рамках теории об экономико-географическом положении (ЭГП), которая была разработана Н. Н. Баранским, его ученик И. М. Маергойз впервые выделил понятие рекреационно-географического положения (РГП).
Концепция Маергойза включает следующие основные теоретические положения:
- рекреационно-географическое положение представляет собой совокупность пространственных отношений между разнородными объектами и является частным видом экономико-географического положения;
- рекреационно-географическое положение является положением относительно объектов, необходимых для отдыха и туризма;
- в структуре этого положения ресурсное и рыночное положение являются наиболее значимыми;
- реализовать выгоды этого положения можно при предоставлении территории для туристского транзита;
- для оценки рекреационно-географического положения во внимание берется пространственно-временной фактор.
Надо сказать, что РГП в развитии туристско-рекреационной деятельности не является определяющим фактором, но в совокупности с другими факторами оказывает влияние на развитие туризма.
Не все преимущества рекреационно-географического положения можно использовать, потому что этому положению тоже присущ потенциальный характер, как и другим видам экономико-географического положения.
Оценивая рыночное рекреационно-географическое положение, А. А. Глушко и А. М. Сазыкин считают, что важным моментом будет определение емкости перспективного туристского рынка.
Важна структура потенциальных потребителей туристских услуг – возрастная, этническая, конфессиональная, социальная. Важны и социально-экономические его особенности – тип хозяйства и уровень его развития, образовательный и культурный уровень людей, образ жизни и доходы населения.
Исходя из этого, при оценке рекреационно-географического положения выделяют следующие аспекты:
- положение по отношению к соседям;
- положение относительно тех территорий, которые имеют сходные или контрастные рекреационные ресурсы, приморское положение и положение относительно других туристских рынков.
При его изучении выделяют несколько уровней: локальный (административные единицы и районы страны), страновой, региональный, глобальный.
Первый и второй уровни для оценки перспектив развития туризма внутри страны, являются актуальными. Два последних уровня – региональный и глобальный, реализуются при выходе на международный рынок туризма.
Характеристика рекреационно-географического положения России
Рекреационно-географическое положение России в большой степени зависит от ее огромной площади. Расположенная в двух частях света, Россия омывается водами морей, относящихся к бассейнам Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов.
В стране много рек и озер, много мест, недоступных для туризма. Отсюда особая роль в туризме принадлежит морскому, воздушному, сухопутному транспорту.
Восточная часть России, расположенная за Уралом, на значительное расстояние удалена от ведущих европейских и американских мировых рынков. С другой стороны, именно эта восточная часть страны находится в пределах самого быстрорастущего въездного и выездного туризма.
С точки зрения туризма европейская часть является более развитой и основной поток туристов из России направлен на европейские страны.
Чтобы определить главных партнеров России по туризму, существует методика количественной оценки рекреационно-географического положения.
Критериями для этой методики стали площадь страны, протяженность общей границы, которая косвенно отражает рекреационный потенциал, численность населения, общий ВВП и ВВП на душу населения, расстояние между столицами, самое маленькое расстояние между странами по морю.
Соответствующие показатели были собраны для всех партнеров России в международных туристских обменах. Собранные данные были переведены в баллы, с максимальным значением 10 баллов.
Для въездного и выездного туризма показатели имеют различное значение. Для въездного и выездного туризма отдельно были определены весовые значения показателей.
Самым маленьким весовым показателем для въездного туризма оказалась площадь страны (0,05), а для выездного туризма – население (0,08) и ВВП на душу населения (0,09).
На разных этапах своего развития страна может использовать свое РГП полностью или частично, потому что оно всегда потенциально.
Между балльной оценкой РГ-положения и размерами туристических потоков всегда существуют различия при наличии корреляции.
В рейтинговой оценке рекреационно-географического положения России в пятерку входит США – многие граждане России выезжают в США с целью познавательного туризма, изучения языка и др.
Значительный поток туристов направляется в страны Европы – лидерами являются Германия, Финляндия, Норвегия.
Из азиатских стран бесспорным лидером является Китай. Что касается сопредельной Белоруссии, границы с которой прозрачны, то туристические потоки должны быть не меньше, чем в Финляндию, однако туристский поток в Белоруссию довольно низкий.
Значительные проблемы касаются путешествия в КНДР, куда индивидуальным туристам виза не оформляется. Она выдается только официально организованным группам через туроператора признанного КНДР.
Несколько увеличивается въездной поток россиян в Таиланд и сокращается в египетском направлении, правда, не на много.