Сущность понятия «экономико-географическое положение»
Экономико-географическое положение – это положение объектов на территории государства по отношению к другим объектам, имеющим экономическое значение.
К обобщающим видам географического положения относятся экономико- и физико-географическое положение, которые являются многоплановыми и синтетичными.
Экономико-географическое положение рассматривается еще и по отношению к условиям, которые создал человек в ходе своей хозяйственной деятельности – это промышленные, торговые, культурные центры.
Экономико-географическое положение может быть интегральным и покомпонентным. Интегральное ЭГП может быть центральным, периферийным, соседским, приморским.
Значительные выгоды имеет центральное положение, в то время как периферийное положение выгодно менее, например, американская Аляска или западная часть Китая.
При благоприятных политических отношениях соседское положение – довольно благоприятный фактор, который может стать предпосылкой международной экономической интеграции. И. М. Маергойз выделяет соседей первого, второго, третьего порядка и др.
Приморское положение всегда было благоприятным для социально-экономического развития государства. Например, во времена Великих географических открытий такие европейские страны, как Испания и Португалия, были европейской окраиной и располагались далеко от главных экономических центров Европы.
Однако выход этих стран к Атлантическому океану послужил открытию новых земель и сделал их стартовой площадкой – страны превратились в мощные колониальные державы.
Не напрасно многие страны вели борьбу за выход в море, например, Петр I и Екатерина Великая.
Сегодня 30 % мирового населения располагается в 50-километровой приморской зоне. Что касается покомпонентного положения, то Маергойз предложил несколько его видов – энергогеографическое, агрогеографическое, демогеографическое, рекреационно-географическое, транспортно-географическое, эколого-географическое.
Из всех предложенных видов, прижились только два последних – транспортно-географическое и эколого-географическое положение.
Примером воздействия географического положения на развитие хозяйства является Россия – самая северная страна мира, на которую приходится половина территории северных районов и 4/5 их населения.
Российский Север дает хозяйству 80% всей добываемой в стране нефти, 90% газа, значительную часть древесины, сибирские реки имеют северную ориентированность стока, да и многовековые сложившиеся традиции ведения северного лесного и сельского хозяйства.
Положение США и Канады между двумя океанами во многом определило их прогресс, облегчив экономические связи с другими странами атлантического бассейна.
Удаленность в свое время от очагов военных конфликтов обеспечивало США и Канаде устойчивое и динамичное развитие, их территории не были подвержены опустошительным войнам.
Большие территории умеренного и субтропического климата стали предпосылкой для приема и адаптации иммигрантов, которые многое сделали для хозяйственного освоения этих территорий.
Кроме этого, наличие богатых агроклиматических ресурсов определили развитие многих отраслей животноводства и растениеводства. Богатейший рудный пояс тихоокеанского побережья и нефтеносная зона Мексиканского залива обеспечивают страну необходимым сырьем.
Таким образом, сущность ЭГП заключена в идее пространственных отношений ко всему, что значительно влияет на экономическое развитие.
Экономико-географическое положение – категория пространства
Пространственность экономико-географического положения объясняется тем, что образующие его элементы – это пространственно взаиморасположенные объекты – государства, города, районы, источники топлива и сырья и др.
Любое пространство покрывается при помощи транспорта и оказывает воздействие на размещение производительных сил. Любую местность, оценивая с точки зрения экономико-географического положения, необходимо рассматривать, исходя из возможной экономии транспортных издержек.
Как категория пространства ЭГП полностью зависит от условий хозяйственного и общественного развития данной территории.
Элементы физико-географического положения остаются почти всегда неизменными, поэтому их роль в изменении этого положения пассивна.
Элементы же экономико-географического положения во времени существенно изменяются, потому что зависят от уровня развития экономики, науки, техники, технологии того или иного места, а значит будут сказываться на экономико-географическом положении этих территорий.
Транспортно-географическое положение быстро изменяющийся фактор. Например, в 70-е годы XIX века Австралия являлась одной из самых изолированных стран мира.
С появлением новых технически совершенных видов транспорта – судов-рефрижераторов, судов-холодильников, нефтяных танкеров, сухогрузов, положение страны-континента изменилось, она как бы стала ближе к мировым центрам торговли.
Есть и другие причины изменения экономико-географического положения, например, утрата какого-либо фактора экономического значения – сырьевого, топливного, энергетического, потребительского или, наоборот, усиление его влияния.
В свое время на Урале была создана Уральская металлургическая база, поскольку его экономико-географическое положение было благоприятным. Основой для этого было собственное топливо и сырье – коксующийся уголь, железные и марганцевые руды.
На сегодняшний день ЭГП этого региона изменилось, потому что собственные месторождения топлива и сырья выработаны. Возможностей завозить их более дешевым морским путем на Урале нет, а транспортировка по железной дороге обходится дороже.
Концепция экономико-географического положения
Широкий взгляд на сущность ЭГП позволил трактовать его как специфический ресурс. Автор учения об экономико-географическом положении Н. Н. Баранский еще в 1939 г. в журнале «География в школе» опубликовал программную статью об экономико-географическом положении.
Он много раз возвращался к этой теме. Именно он дал основополагающее определение ЭГП – это «отношение какого-либо места, города, района ко вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение природного порядка или созданного в процессе истории».
Прежде всего ученый рассматривал интегральное экономико-географическое положение, складывающееся из отдельных компонентов. Главным компонентом он считал транспортно-географическое положение.
Это положение было в центре внимания другого советского экономико-географа Н. Н. Колосовского, работавшего в Госплане СССР во время проектирования Урало-Кузнецкого комбината.
Изменение сущности взглядов на экономико-географическое положение можно представить в виде нескольких этапов.
Условными границами этапов являются годы публикации новых представлений об ЭГП. Специалисты выделяют два методологических поворота – количественный и полифункциональный.
Количественный этап связан со статьей А. Г. Топчиева, опубликованной в 1974 г. Полуфункциональный этап – понимание ЭГП в более широком смысле, связан со статьей К. П. Космачева, опубликованной в 1972 г. о взаимообогащении понятий «экономико-географическое положение» и «инфраструктура».
Однако этот более широкий взгляд на сущность ЭГП другие исследователи не поддержали, и мировоззренческого поворота не произошло.
Время для него пришло только в 2004 г., когда появились статьи Л. А. Безрукова и А. Н. Пилясова. Позже по расширенной трактовке ЭГП появились работы других специалистов – Бадова, Бакланова, Романова.
Взгляды на сущность экономико-географического положения изменились, однако нерешенные проблемы остались.
По мнению А. Г. Топчиева, главной методологической проблемой стал количественный анализ ЭГП, а В. Е. Шувалов недостатком считает слабую методическую разработанность, статичность, неполный учет внешнеэкономических сфер деятельности, отсутствие интеграции частных видов в единое целое.