Политико-географические исследования в страноведении
В страноведении этим исследованиям уделяется большое внимание. Они включают экономико-географический, социально-географический и политико-географический анализ.
Характеристика политико-географического положения страны будет говорить об особенностях размещения в этой стране политических сил, выявлять объективные и субъективные факторы появления и сохранения этих особенностей, а также соотношение между ними.
В первую очередь в решение этой задачи входит анализ территориальной специфики социально-экономической структуры населения.
Кроме этого важен анализ различий по районам всех факторов экономического, политического, религиозного, национального, демографического развития, которые в какой-либо степени оказывают свое влияние на политическую ориентацию населения.
Без характеристики экономики страны и ее экономической географии, без знаний особенностей исторического развития страны, без знания факторов, способствующих развитию страны либо тормозящих его, невозможно выяснить территориальные различия в социально-экономической структуре населения, условия жизни разных социальных слоев, их политическую ориентацию.
Политико-географическая характеристика страны имеет свою структуру, которая включает:
- историко-политико-географическую характеристику процесса формирования территории страны, ее границ, политических традиций, особенностей исторического развития, политических партий и движений;
- социально-географическую характеристику, рассматривающую территориальные особенности социальной структуры населения и выявляющую противостоящие силы, содержащую анализ порайонных различий в социальной структуре населения, причин различий между городом и деревней, территориальных различий в религиозном составе населения, влияющих на политическую ориентацию людей;
- общую политико-географическую характеристику, учитывающую социальную структуру населения, а также историческое развитие страны и его особенности. картину размещения в стране политических сил, главные центры их влияния, особенности взаимодействия государственного аппарата с партийными и непартийными организациями;
- политико-географическую характеристику центров и районов политической борьбы в стране. Политико-географический район является сложной социально-экономической пространственной системой. Данная система реагирует на все те изменения, которые происходят в политической обстановке в масштабах всей страны, а ведущим элементом районной территории является крупный город.
Страноведческая политико-географическая характеристика будет значительно ценнее при выявлении новейших тенденций. В этом случае она поднимается на уровень политического прогнозирования и может оказать помощь в формировании политики государства и ее проведении.
Виды политико-географического положения
Политико-географическое положение – это положение страны по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.
Между экономико-географическим положением (далее ЭГП) и политико-географическим положением (далее ПГП) нет четкой границы, потому что положение какой-либо страны по отношению к важнейшим мировым экономическим центрам, транспортным и торговым путям будет иметь значение не только для экономической географии, но и для политической.
Нормальное функционирование и безопасность государств зависят от политической ситуации в мире.
Наиболее выгодное сочетание ЭГП и ПГП характерно для малых стран, которые можно отнести к «посредникам», играющих большую роль в международном географическом разделении труда. К таким странам можно отнести Багамы, Сингапур и др.
Менее выгодное сочетание ЭГП и ПГП будет у стран, не имеющих прямого выхода к морю.
Политико-географическое положение страны является подвижной системой, на которую свое воздействие оказывают процессы и явления, происходящие и в окружающем пространстве, и в самом изучаемом объекте.
Различают несколько видов ПГП:
- макро-политико-географическое положение страны – это положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Оценивается оно в зависимости от того, какое положение страна занимает по отношению к основным военно-политическим группировкам, горячим точкам, очагам международной напряженности. Макро-политико-географическое положение является категорией исторической и во времени изменяющейся;
- мезо-политико-географическое положение – это положение страны в границах своего региона, при оценке которого важную роль играет непосредственное соседство с другими странами и политические взаимоотношения с ними. Например, с одной стороны – взаимоотношения между Францией и ФРГ, Японией и Южной Кореей, с другой стороны – отношения между Израилем и арабскими странами, между Индией и Пакистаном, между США и Кубой;
- микро-политико-географическое положение предполагает выгодность или невыгодность расположения страны или отдельных участков ее границы с сопредельным государством, как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения.
Геополитическое положение России
После распада СССР геополитическое положение России изменилось и анализу этого положения посвящено множество работ.
Общие потери России, как отмечают многие авторы, произошли на мезо- и микроуровне и оказались большими – было разрушено единое экономическое и политическое пространство, утрачена значительная часть экономического, демографического, научно-технического потенциала. Территория страны как бы подвинулась дальше на север и была частично отгорожена от Балтийского и Черного моря.
Рисунок 1. Геополитическое положение России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В отношениях России с ближним зарубежьем возникли значительные геополитические проблемы. В меньшей степени это относится к Белоруссии. С ней Россия в 1999 г. подписала Союзный договор о создании единого государства.
Значительные проблемы возникли с Украиной, касавшиеся Крыма и Севастополя, а также с Молдавией относительно статуса Приднестровья, Черноморского флота, тарифов за перекачку нефти и газа в Западную Европу.
Новые сложности возникли в организации сухопутных связей с анклавом – Калининградской областью после вступления Балтийских стран и Польши в НАТО.
Проблемы возникли и на южной границе – разногласия с Грузией, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о военных базах России и др. Прохладными стали отношения с Азербайджаном.
В ряде республик Средней Азии, на юго-востоке, усилилось военное присутствие США, что не может не беспокоить Россию. Часть государственных границ не обустроена, и это тоже вызывает проблему – многие участки границ России оказались «вынесены» за рубежи страны.
Важно учитывать то обстоятельство, что протяженность общей границы России составляет 60,9 тыс. км, и почти половина субъектов Федерации после распада СССР оказались пограничными территориями.
Большие проблемы связаны и с дальним зарубежьем. Бывшие социалистические страны изменили свои политические предпочтения, вошли в состав НАТО, вошли в Европейский Союз и сегодня проводят антироссийскую политику.
На территории прибалтийских республик этнические русские подвергаются дискриминации, выдвигаются территориальные претензии России. На территории Польши и Чехии созданы элементы противоракетной обороны Запада.
Бывшую Среднюю Азию и Азербайджан исламские государства вовлекают в свою орбиту. Сложной остается обстановка на границе с Афганистаном.
В перспективе геополитические проблемы России и их решение должны быть связаны с замедлением процессов дезинтеграции, их прекращением в рамках СНГ и возрождением единого экономического пространства.
На Западе и на Востоке продолжить налаживание политических отношений, пример этого существует – Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с Китайской Народной Республикой, заключенный в 2001 г.