Особенности региональной политики Германии
ФРГ по административно-территориальному устройству является федерацией, в основе которой лежит территориальный принцип и симметричность деления территории.
Германский федерализм определяется как «кооперативная федерация», поскольку отношения федерации и земель и земель между собой основаны на принципе сотрудничества и взаимодействия.
В пределах объединенной в 1990 г. Германии существуют 16 равноправных земель. Основной закон ФРГ, который регламентирует административно-территориальное устройство, выделяя 4-е ступени: федерации, земли, районы (крейсы), общины (гейменде).
Каждая из 16 земель представляет собой самостоятельное государство со своей конституцией.
Управление территорией страны осуществляется многоступенчато с выделением пяти уровней:
- высший уровень управления – главенствующая централизованная власть;
- управление землями – этот орган государственной власти входит в единую вертикаль и обусловлен федеративным устройством с высоким уровнем независимости и широким кругом полномочий;
- управление округами, хоть и входит в вертикаль государственной власти, но подчиняется правительствам земель;
- управление районами и городами, а управленческая деятельность реализуется на уровне районов;
- управление общинами – управленческая деятельность в совокупности с администрациями районов и городов образует муниципальный уровень власти.
Внутриполитические и социальные вопросы решает федеральное правительство. Исполнительная власть принадлежит правительствам земель. Районы Германии в политической системе занимают ведущее положение и являются сложными политическими территориальными объединениями. Глава района в каждой земле выполняет функции государственной администрации на территории. В Германии три города – Бремен, Берлин, Гамбург, имеют федеральное значение со статусом общин и земель.
По немецкому законодательству все города называются городами-государствами.
Низшим уровнем административно-территориального деления страны являются общины, население которых редко превышает 30 тыс. человек.
Исполнительная власть в общинах находится в руках бургомистров, определяется в соответствии с местным законодательством и в разных землях отличается. Основные задачи и проблемы развития общины решают муниципальные советы, которые являются главными органами управления территорией. Формирование состава этих советов идет на основе избирательной системы, а деятельность ее членов – на общественных началах.
Как юридические лица общины контролируются со стороны государства.
В немецких законах отсутствует перечисление прав, обязанностей и предметов деятельности федеральных органов исполнительной власти. Сфера их деятельности связана в основном с обслуживанием населения.
Региональная политика Германии
Основная задача региональной политики страны состоит в обеспечении сбалансированного и стабильного регионального развития, создании условий для равномерного развития регионов.
В региональной политике большое внимание уделяется сглаживанию диспропорций, особенно между западными и восточными регионами. Восточные регионы получают значительную финансовую помощь за счет средств федерального и муниципального бюджета.
В Германии сложились 4 территориальные модели местного самоуправления:
- модель Баварии – южногерманская модель;
- модель Нижней Саксонии – северогерманская модель;
- модель «совет-бургомистр» – Пфальц, Саар и др.;
- модель «совет-магистрат» – Гессен, Гамбург и др.
Южногерманская модель имеет сходство с бургомистерской. Главой общины выступает, выбираемый гражданами, обер-бургомистр. Он решает вопросы местного самоуправления.
Северогерманская модель копирует английскую систему организации местной власти. Представительным органом является совет, избирающий бургомистра или обер-бургомистра. На должность директора общины совет назначает профессионального управленца, который решает текущие вопросы местного самоуправления. Незаконные решения совета могут быть опротестованы бургомистром.
Бургомистерская модель воспроизводит почти без изменений институциональную организацию французских коммун. Из своего состава совет выбирает бургомистра или обер-бургомистра, который одновременно является председателем совета и главой исполнительной общины. Профессиональных управленцев совет назначает из своего состава в управу, куда входит бургомистр. Решения, которые принимает бургомистр и совет, могут быть взаимно опротестованы.
Магистратная модель формирует совет путем всеобщего голосования, из состава которого избирается председатель. Через голосование совет назначает исполнительный коллегиальный орган – магистрат. Члены магистрата являются профессиональными управленцами и избираются на срок от 6 до 12 лет. Магистрат представлен бургомистром и его заместителями. Бургомистр выполняет небольшую роль. В его обязанности входит председательствовать на заседаниях, представлять магистрат в совете, иметь право решающего голоса, если в магистрате равное количество голосов. Для членов магистрата бургомистр не является начальником.
Особенности развития Западных и Восточных регионов Германии.
Западная и Восточная Германия – существенно отличаются. Несмотря на объединение, существуют разительные отличия между землями.
Восточная часть Германии, бывшая ГДР и сегодня является островком до конца нерешенных экономических проблем. Однако в отношении социального развития Западная Германия – ФРГ, может поучиться у восточного региона.
Первым отличительным признаком между землями является экономика, которая остается неоднородной. Одинаково развитой на западе и на востоке является сфера услуг, в валовом внутреннем продукте регионов сее доля оставляет 68,6 %.
Что касается строительства, то западный регион отстает от восточного (5,3 % против 8,3%).
Восточные земли больше расходуют средств на государственное образование и здравоохранение.
По наличию качественных дорог, энергетических сетей и медицинского обеспечения оба региона практически уравнялись. Выплаты восточным пенсионерам страны составляют 97 % от выплат пенсионерам западных земель.
В эффективности труда бывшая ГДР сделала огромный шаг вперед, увеличив его до 37 %, а уровень заработной платы - до 50 %.
В профессиональной области женщины бывшей ГДР чувствуют себя более свободно и работают значительно больше. В Восточном регионе охват услугами по уходу за детьми значительно больше, поэтому женщина имеет больше возможностей реализовать свой потенциал, как в профессиональной сфере, так и в семье.
Разрыв между Западной и Восточной Германии в возможностях по уходу за ребенком остается и сегодня не в пользу Западной Германии.
ГДР и ФРГ отличаются и демократическими институтами – 91 % западных немцев считают демократию лучшей формой правления, в то время как на востоке так считает только 78 % опрошенных.
В момент воссоединения двух регионов, промышленность ФРГ была на высоком уровне развития, однако рост промышленности не превышал 2 % ВВП.
Индустриализация восточных земель (ГДР) ввиду необходимости перестройки экономики составляла более 8 % ВВП. В обеих частях Германии рост промышленного сектора в 2010-2015 гг. стал приблизительно одинаковым. Правда, к 2018 г. немцы западной части опередили восточные земли в росте промышленного потенциала, который составил 3 %, а в землях бывшей ГДР он равнялся 2-2,5 %.
Различия в оплате труда и в инвестировании в экономику эксперты связывают с тем, что ни одна земля восточного региона не имела уровня развития даже самой слабой западнонемецкой части.
По уровню оплаты труда за выполненную работу западный и восточный регионы отличаются и сегодня. Правда, уровень оплаты вырос, но отличия в ней остались. Разрыв определяется в 10-20 евро за час работы. Постепенно разрыв немного сокращается, но, тем не менее, в 2019 г. средняя зарплата была на западе более 60 евро, а на востоке – 40 евро в час.