Общие сведения о страноведении
Страноведение относится к географическим дисциплинам и занимается комплексным изучением стран, систематизирует и обобщает разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре, социальной организации.
Появилось оно на заре человеческой цивилизации, поэтому относится к одной из старейших наук, которая расширяет знания об окружающем нас мире.
Новые сведения о странах и народах мира по крупицам собирали мореплаватели, путешественники, купцы, пилигримы. Многие из них не смогли вернуться на родину, погибнув на чужбине. Первыми географами-страноведами были Эратосфен, Страбон, Птолемей. В своих сочинениях они давали обобщенные сведения об особенностях природы известных в то время стран, о народах и производимых ими товарах. Были даны первые картографические изображения континентов.
Накопленные сведения требовали систематизации, обобщений, поэтому на определенном этапе возникает разделение знаний на отдельные ветви – маршруты в другие страны, природные условия этих стран, население и языки, хозяйство стран.
Так зарождалось и развивалось «древо географии», корнем которого является страноведение. В истории страноведения было много периодов популярности и забвения. Что касается сегодняшнего дня, то страноведение как наука, как учебная и прикладная дисциплина, вновь востребовано жизнью.
Основная задача страноведения, как важного синтетического раздела географии, заключается в разработке комплексных географических характеристик стран и регионов мира. В основе этих характеристик лежит изучение природы стран, населения, истории развития хозяйства.
Основателем отечественного страноведения и экономической географии был выдающийся географ – Н. Н. Баранский, который считал, что в географии основным объектом изучения является страна во всем ее многообразии. Его исследования были посвящены социально-экономическим аспектам изучения стран, но с учетом природно-ресурсных факторов.
Страноведение является комплексной дисциплиной, изучающей широкий круг вопросов, относящихся к территориям стран и регионов. Это вопросы природы и природных ресурсов, история формирования стран, их население, политика, хозяйство и др.
В страноведческом изучении мира очень важным этапом является эпоха Великих географических открытий, совпавшая с периодом Возрождения науки и культуры в европейских странах.
Новые открытия принесли миру огромный объем знаний о природе континентов и океанов планеты.
Именно в эпоху Великих географических открытий страноведение достигло своего расцвета и стало основным направлением в географическом познании мира.
Немецкая школа страноведения
Немецкая школа страноведения зародилась под флагом «описательного страноведения» в XVII-XVIII веках в германских университетах и носила название школа «камеральной статистики» – статистики о доме.
Основал эту школу немецкий географ Ахенваль, считавший, что задача камеральной статистики заключается в обслуживании текущей работы правительства и подготовке чиновников в университете.
Исходя из этого, каждая страна должна описываться в такой последовательности – территория, границы, административное деление, государственное устройство и аппарат, финансы, бюджет, природные ресурсы, население, отрасли хозяйства, военная сила, отношения с другими странами. Эти данные формируют представления о состоянии государства и его особенностях. Позже из описания государств выделились статистика и государственное право.
Отраслево-статистическое направление осталось в экономической географии, но оно характеризовалось большой перегруженностью фактами и слабым пространственным анализом связей между ними. Необходимо было выйти на новый уровень теоретических обобщений накопленных фактов, что нашло свое воплощение в парадигме географического детерминизма.
Детерминизм стал реакцией географов на работу Ч. Дарвина «О происхождении видов». Суть его заключалась в том, что деятельность человека определяется параметрами естественной среды обитания, как считал Ф. Ратцель – один из основоположников антропогеографии.
Этот разносторонний ученый считал, что ключевым элементом географии является страноведение и его нельзя ограничивать простым описанием. Его антропогеографическая концепция обеспечивала синтез географического описания и исторического объяснения.
Ратцелю принадлежат такие масштабные работы как «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Антропогеография», «Политическая география».
По мнению Ратцеля, природные факторы оказывают большое влияние на поведение людей, обитающих в разных климатических условиях и на их уклад жизни. Например, условия тропической полосы, где тепло и влажно, способствуют ослаблению силы воли, упадку энергии, развитию вялости и апатии.
В разных природных условиях возникли разные культуры, именно это и стало для Ратцеля основанием для деления культур на низшие и высшие. Он был убежден в том, что «настоящей культурной зоной» является умеренный пояс, а ее носителями выступают германцы, сохранившие изначальную чистоту. Превосходство германцев над другими народами позже было положено в основу фашистской идеологии.
В своей «Политической географии» Ратцель обосновывал идею о том, что государство является живым биологическим организмом, который должен расти или погибнуть. Таким образом, борьба за жизненное пространство и поглощение слабых более сильными по Ратцелю является основным законом жизни и истории государств.
Безусловно, Ратцель переоценивал роль природных факторов в жизни людей и влияние на политику. Таким образом, почва для развития нового научного направления геополитики и французской школы «географии человека» была подготовлена географическим детерминизмом.
Французская школа страноведения
Французская научная школа – школа «географии человека» сложилась во Франции во второй половине XIX-XX века. Страноведческая направленность ее была ярко выраженной отличительной чертой. Ведущими представителями данной школы были Э. Реклю, В. Блаш.
Они не отрицали воздействие природных условий на человека, но и не являлись сторонниками жесткого географического детерминизма. Реклю, например, считал, что человек не может сделать себя независимым от природы, но и обращал внимание на то, что человек способен изменять природу. По его мнению, история человечества является результатом взаимодействия природы и человечества. Реклю напоминал, что среди всех причин падения многих цивилизаций в истории человечества, грубое насилие большей части народов над землей как общей кормилицей, следует поставить на первое место.
Сотрудничал Реклю и с российскими учеными, в частности, он написал часть тома «Всеобщей географии», посвященного России.
Второй представитель французской школы, В. Блаш, предложил концепцию поссибилизма, суть которой сводится к тому, что природа дает возможности для ее освоения, но способы воздействия на природу зависят от традиций и образа жизни людей. Люди разных культур и традиций по-разному воспринимают одни и те же природные условия.
Усилия в работе, считали представители школы «географии человека» необходимо направлять на региональные исследования, потому что каждый край имеет свои причины и действия.
В своей книге «Картина географии Франции» Блаш дает программу региональных характеристик, а стрежнем этой программы стала идея единства и взаимосвязи природы и человека. Первичным предметом исследования он считал «образ жизни». Его труд «Картины географии Франции» отличается гуманистическим подходом, без жесткой схемы описания.
Несмотря на родство французской школы «географии человека» и немецкой антропогеографии, различий между ними значительно больше, чем схожестей.
У французских ученых территория уподобляется личности и его индивидуальным свойствам, поэтому на первом плане стоит задача выявления своеобразия территории, определение способа адаптации человека к природным условиям. Что касается слабой стороны французской школы, то это упор на природную среду и игнорирование явлений социально-экономического характера. Данные обстоятельства предопределяли консервативный характер «географии человека», тенденцию иметь дело с явлениями устойчивыми и медленно изменяющимися.
В целом французская школа «географии человека» оказала большое влияние на развитие географического страноведения.