Сущность понятия «риторика»
Риторика – это наука о воздействии на человека с помощью слова.
Центральной категорией изучения этого воздействия является категория убеждения.
Таким образом, предметом риторики является убеждающая речь, а ясность речи связана с убедительностью, что важно для понимания сути риторики.
Ясность речи относится к таким коммуникативным качествам, как правильность, уместность, красота речи. Правильность речи для риторики является подготовительным уровнем владения речью.
Под уместностью речи понимается ее соответствие данной речевой ситуации, а ее базовой категорией выступает функциональный стиль, который может быть деловым, научным, разговорным, публицистическим.
На убедительность речи может повлиять ее уместность, которая создает репутацию адекватного человека ее носителю. Однако для риторики вопросы уместности речи являются периферийными.
Красивая речь обеспечивает ее привлекательность, такую речь хочется снова услышать, а владеющий такой речью человек становится желанным собеседником.
Главным качеством убеждающей речи Цицерон считал ее красоту, однако, это не главное свойство убедительности. Речь становится убедительной благодаря ее ясности, которая позволяет слушателю быстро и надежно схватить ее содержание.
Форма речи и ее содержание должны соответствовать друг другу. Главным качеством убедительной речи Аристотель считал именно ее ясность.
Представить модель риторического воздействия можно следующим образом: слушатель понимает, что у него нет полной ясности в каком-то вопросе, на что говорящий поясняет вопрос и делает его кристальным, снимая со слушателя, таким образом, колебания и неопределенность.
В результате слушатель принимает ту картину мира, которую предлагает говорящий, а это и есть убеждение.
Таким образом, центральной проблемой риторики является проблема ясной убеждающей речи. В том случае, когда говорящий обманывает, не проясняя слушателю ситуации, а наоборот запутывает ситуацию и сообщает заведомо ложные факты, то речь идет о манипулировании.
Манипулирование и обман являются обоюдоострым оружием, но для риторики обратить манипуляцию против самого манипулятора не составляет труда. Происходит это, потому что риторика опирается на свое главное качество – прояснение речевой ситуации.
Если в риторической речи присутствует обман, оратору остается только надеяться, что он никогда не вскроется, а это при активном речевом поведении маловероятно. Для риторики обман не является эффективным приемом, и она не учит обманывать.
История риторики
Слово риторика греческое и в переводе означает ораторское искусство. Риторика – это и учебная дисциплина, и само искусство произнесения речей.
Однако слово «риторика» может быть употреблено и в уничижительном смысле, когда речь идет о пустой, но претенциозной речи. Такое значение закрепилось за этим термином со времен кризиса риторики.
Возникла она в V в. до нашей эры в Древней Греции. Римская риторика возникла в середине II в. до нашей эры, а ее талантливым практиком был Марк Туллий Цицерон.
Профессиональным учителем риторики являлся Марк Фабий Квинтилиан, получивший звание профессора. Очень высоко в системе образования риторика поднялась в эпоху поздней античности. В высшей школе того времени – школе ритора, учили активному владению речью. Карьера человеку того времени была закрыта без риторического образования. В жизни античного общества риторика выполняла роль несущей конструкции, и ничто не могло заменить ее цементирующей роли.
Эпоха Ренессанса – в этот период триумф риторики продолжается, открывается заново трактат Квинтилиана и уже христианская мысль имеет возможность античное наследие глубже освоить.
В конце XVIII в. начинают появляться первые признаки кризиса риторики, который разразился в середине XIX в. После столь длительного развития начинается стремительное падение ее авторитета. Термин «риторика» начинают употреблять в уничижительном смысле – пустозвонство, словесное плутовство. Из множества причин этого явления выделяют чрезмерное увлечение историческим методом.
Увлеченность в это время идеями прогресса, смена одних жизненных форм другими, занимала внимание ученых, поэтому в риторику мало кто верил. Да и сама риторика не смогла ответить на вызов времени.
Второй причиной являлся расцвет художественного слова, т. е. наступало время словесности изящной. С этим временем связано зарождение в школе изучение языка на материале художественной литературы, а жития, послания, уложения и исторические хроники остались за бортом.
Следующая причина состояла в том, что не разрабатывался вопрос об этике убеждающей речи. Однако в судьбе риторики произошел перелом во второй половине XX в. – началось ее бурное возрождение.
Этому тоже есть свои причины, главными из которых являются формирование «информационного общества» и «массового общества». В прошлое ушло увлечение историзмом, на смену которому пришла динамическая модель мира.
Необходимость в поддержке общественного равновесия и гражданского мира решалась таким союзником как риторика.
Информацию стали осознавать как важный и необходимый ресурс, а не как пустые слова. К этому времени стало понятно, что язык есть не что иное, как очки, через которые человек смотрит на жизнь.
В информационном обществе человек живет в большей степени в мире слов, нежели в мире вещей. Сегодня человек не может не владеть кодом большой цивилизации.
Риторика в России
Вплоть до 17 века на Руси не было сочинений по риторике, где была бы развернутая концепция самой риторики. Только в 1620 г. такой текст с названием «Риторика» появился, автор этого текста неизвестен, а сам текст восходит к латинской традиции.
В России докризисная риторика начинает расцветать в конце XVII-XVIII вв. и в первой половине XIX в.
Безусловно, русскую риторику кризис тоже не обошел стороной. Даже В. Г. Белинский занимает антириторическую позицию, обусловленную тем временем.
Против риторики выступал и Гегель. Отношение к риторике не изменилось даже при позднем расцвете русского судебного красноречия, который пришелся на последнюю треть XIX в.
В этот период в обществе господствует литературоцентризм, а изучение словесности идет на основе художественной литературы и на материалах фольклора, что тормозило развитию риторики.
В годы советской власти риторика дошла до «лекторского мастерства» и «искусства пропагандиста» и быстро утратила связь с риторическим наследием, а сама она объявлялась буржуазной наукой.
Табу на риторику снимается с конца 70-х годов, а лавинообразный интерес к ней начался в 90-е годы.