Дохристианский этап развития имен
В дохристианский период люди воспринимали имена как неотъемлемую часть человека.
В сложной истории русских имен выделяются три основных этапа - первый из них «дохристианский» этап, когда людям давались самобытные имена. По своей структуре они были:
- простые – Блуд, Заяц,
- сложные – Мирослав, Доброгость,
- составные - Волчий Хвост, Рябой Конь.
Имена Древней Руси были своеобразной характеристикой человека. Имя было приметой, по которой человека выделяли из семьи или рода. Это могли быть: внешний признак, моральные качества, занимаемое положение в племени, род занятий. Интересно, что человек мог получить имя не только в раннем детстве, но и будучи уже взрослым.
Русские одноосновные имена по происхождению восходили к именам нарицательным – Дружина, Волк и др.
Имена, восходящие к названиям животных были наиболее древними, потому что люди верили в их чудесную силу. Из числа животных покровителями людей могли быть волк, медведь, заяц, ворон, змея, бык, конь. Человек называл себя именем того животного, в ком видел свой идеал, или же название того или иного животного обозначало особенности человека, его внешности, поведения.
Вера людей в сверхъестественную силу породила имена-талисманы. Чтобы обмануть нечистую силу и злых людей хорошим детям давали «плохие» имена. Красивых детей называли Дураками и Уродами, а смелых и честных – Трусами и Негодяями. Отголоски подобных «профилактических» имен сегодня звучат в русских фамилиях – Негодяевы, Трусовы, Глуповы, Нечаевы и др.
При подборе имен неиссякаемым источником для язычников были флора и фауна – названия трав, деревьев, птиц, млекопитающих, могли использоваться для придания соответствующих черт ребенку. Если ребенка назвать Дуб, то он должен вырасти крепким и могучим, а если Вороном, то быть ему обязательно мудрым и т. д.
Христианский этап развития имен
Второй, христианский этап, начался, когда в практику на Руси вошли календарные имена, которые давались в честь почитаемых святых. Календарные – это условное их название, потому что давались они по церковным календарям и распределялись по всем дням года.
Крестив Русь в 988 г. князь Владимир искал сильного союзника, которого нашел в лице Византии. Условием этого союза было принятие Русью христианской религии. Детей с этого периода называли христианскими именами, правда, население с трудом принимало новые имена. Они заимствовались из латинского и греческого, древнееврейского, готского, немецкого языков.
Например, в переводе с греческого Андрей означает «мужественный», а Артем – «безупречное здоровье». Греческие и латинские имена часто отображают характеристики человека – Капитон, например, большеголовый, а Клавдий – хромой. Иногда имя определяло место рождения человека – Анатолий являлся жителем Анатолии, Роман был жителем Рима, а Киприан – жителем Кипра.
Византийские православные имена отражали личные качества святых и обстоятельства их жизни, например, Виссарион – лесной, Ксенофонт – говорящий на чужом языке, Герасим – почтенный.
Вплоть до XVII века, как показывают памятники письменности, у русских с именами, которые были даны церковью, сосуществовали и древнерусские, мирские имена, которые позже перешли в прозвища.
Большой интерес представляют собой разнообразные древнерусские имена-прозвания – Первак, Первой, Второй, Вторак, Третьяк и др. Сегодня потомки этих людейносят фамилии Третьяков, Первов, Третьяк и др.
Были среди древнерусских имен и такие, которые существуют и сегодня – Всеволод, Любава, Вадим, Добрыня и др.
Новый этап развития имен
Новый этап начался после Великой Октябрьской Социалистической революции. Совет Народных Комиссаров РСФСР в январе 1918 г. принял Декрет, положивший начало свободному выбору личных имен.Молодые родители в этот период выбирали для детей имена, которые не были связаны с традиционными святцами. Так появились популярные в то время имена Владлен, Революция, Электрификация, Авангард, Сталь, Новелла и др., а также имена иноязычного происхождения – Изабелла, Марат, Тимур, Альберт. Результатом революционного словотворчества стали такие личные имена как Ренат, состоящее из частей трех слов – Революция, Наука, Труд или Оюшминальд, что расшифровывается как Отто Юльевич Шмидт на льдине.
Числившиеся в святцах, но редко употреблявшиеся в прежние времена имена, такие как Маргарита, Лариса, стали весьма популярны. Из древнерусских летописей и сказаний «воскресли» такие имена как Лада, Милица, Ростислав.
Революционная эпоха вызвала к жизни новые имена – Майя, Ноябрина, Электрон. Распространяются имена с использованием элементов имени Ленина – Владлен, Вилия. Запас личных имен пополняется иностранными именами, причем, заимствованными у разных народов – Жанна, Эрик, Жозефина и др.
Однако, после столь бурного всплеска «имятворчества» постепенно происходит спад активности в образовании новых личных имен. Любимыми и распространенными становятся такие имена как Нина, Тамара, Валентин, Юрий, Галина, Сергей, Владимир, Александр, Андрей, Елена, Марина, Светлана, Татьяна, Наталья.
Окончательно в этот период исчезли имена Агафья, Устинья, Фекла, Тит, Осип.
В 60-е годы во время хрущевской оттепели модными стали старые крестьянские имена Максим, Денис, Илья, Мария, Анна, Дарья, Яков, Екатерина. К 70-м годам прошлого века практически вышли из употребления имена Евдокия и Прасковья.