Зимние праздники Воронежского края
В обрядах Воронежского края очень тесно переплетаются христианство и язычество. До крещения Руси на территории Воронежского края практиковались языческие обряды. Затем в течение длительного времени эти обряды подвергались гонениям и запретам со стороны церкви. К таким языческим обрядам относились Масленица, Встреча Весны, Семик, ночь на Ивана Купалу, в дальнейшем многие их них «совместились» с христианскими праздниками. Таким образом, в русской традиции сформировалась уникальная мировоззренческая система, объединившая христианское и языческое представление о мире.
В сельской местности Воронежской области в памяти жителей сохранились сведения о народных обрядах и обычаях. Особо в народе почитались зимние Святки, готовиться к которым начинали с декабря. С Филиппова дня, который приходился на 14 декабря по старому стилю, наступали филипповки, т. е. рождественский пост. С этого дня заканчивались свадьбы, а посиделки становились строже.
Зимние святки, продолжавшиеся две недели, включали Рождество Христово, Старый Новый год (Васильев вечер) и Крещение. В обрядовых песнях о них пели как о трех братьях.
День 24 декабря – канун Рождества называют сочельник, когда все приготовления к празднику заканчивались. Сам праздник наступал 25 декабря, с него начинались святки. Перед Рождеством на восходе солнца люди выходили из домов и «славили Христа». Народ вместе с Христом славил и покровительницу человечества – Божью Матерь.
Молодые люди и детишки в деревнях начинали колядовать, с величально-поздравительными песнями они обходили дворы, желая счастья, богатства и хорошего урожая хозяевам. Хозяева, как правило, одаривали гостей сладостями, блинами, оладьями, колбасой. Поздравительные песни пели с упоминанием хозяина, хозяйки и детей.
Канун Нового (Старого) года народ называл богатым или праздником Василия Кесарийского. Дворы в этот день обходили, как и на Рождество с пением щедровок. Содержание этих щедровок подчинялось целям аграрной магии, потому что пожелание добра и здоровья связывалось с богатым урожаем будущего года. Мужчины и мальчики утром 14 января поздравляли своих соседей, посыпали их дома, хозяев и иконы пшеном.Увидеть первым в Новом году мужчину считалось к счастью.
В Воронежском крае в этот день было принято детей усаживать на порог для того чтобы куры лучше неслись и в доме водилась всякая скотина.
Со святками начинались кулачные бои, начинали их обычно дети, а потом за ними «подтягивались» мужчины. Обязательно соблюдали правило – лежачего не бить.
Весенние праздники
В первый день весны, 1 марта (14 по новому стилю) отмечали день Святой Авдотьи - Евдокии Весновки.
Весеннее равноденствие (день Сорока мучеников 9 марта) - крестьянами осознавалось как встреча весны. В течение этого дня крестьяне совершали различные ритуальные действия. Народное поверье говорило, что в этот день в свои родные края возвращались 40 стай птиц, поэтому женщины выпекали из теста 40 птичек – «куликов», «жаворонков», «тетерок». Птичек разрисовывали, дети забирались на деревья и, подбрасывая их вверх, приговаривали: «Зима – от нас, а весна – к нам».
Рисунок 1. Жаворонки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По древней примете после 40 мучеников должно было быть 40 морозов, поэтому про март говорили, что он югом греет и морозом хвалится.
С наступлением Великого поста наступало время для девичьего рукоделия – девушки начинали готовить себе свадебное приданое – пряли холсты, вышивали, вязали и т. д. В народных костюмах было много элементов природы, например, гусиные и лебединые выпушки были частью головных женских уборов. Бисерные мониста, будто струи дождя, спускались на грудь, оберегая девушку от злого глаза.
С наступлением Благовещенья, 25 марта, происходила третья встреча весны, в этот день допускалось послабление поста, разрешалось потребить в пищу рыбу.
В середине поста, на 4-й его неделе отмечалось средокрестие – в этот день пекли печенье в виде креста, который был символом жизни и плодородия. Последнее воскресение перед Пасхой называлось Вербным.
Чистый четверг – самый строгий день Великого поста. В этот день совершался целый ряд очистительных ритуалов – до восхода солнца надо было искупаться, вычистить весь дом после долгой зимы. Хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, которые затем освящали в храме в Светлое Христово Воскресенье. В Пасхальном раннем завтраке присутствовали яйца и куличи.
Следующая после Пасхи неделя – Радуница – посвящалась поминовению усопших, в это время принято было ходить на кладбище, а с первого воскресения после Пасхи были разрешены свадьбы.
Чисто женским был праздник жен-мироносиц, в этот день у какого-нибудь двора собирались женщины, девки и устраивали гуляние с жареной яичницей.
Дважды на Руси отмечали день Георгия Победоносца (Егорьев день) – Юрий Вешний 23 апреля и Юрий Осенний 3 ноября. С этим праздником связывали начало и конец сельскохозяйственных работ. Егория вешнего почитали особенно, потому что в этот день скот выгоняли в поле.
День памяти Николы Вешнего – покровителя лошадей, приходился на 9 мая, в этот день лошадей выводили в ночное. Кроме всего это был еще и мужской праздник.
На 40-й день после Пасхи наступал праздник летних зеленых святок. Связан он был с представлением о посмертном земном пребывании души и ее вознесении после смерти через 40 дней. На селе пекли в этот день лестницы из теста, уносили их в рожь и читали молитвы о росте хлеба.
Летние праздники
В канун Троицы совершался чисто женский обряд крещения или обряд похорон кукушки. Для этого делали куклу, одевали ее в женский костюм, «крестили» и прятали в лесу или в поле. До наступления Троицы принято было высаживать всю рассаду, чтобы урожай успел созреть до осенних холодов. Разгаром Зеленых святок была Троица, которая праздновалась через 50 дней после Пасхи.
Перед Троицей был Семик. В этот день можно было поминать «заложных» покойников. Девушки тайно в этот день ходили в лес, завивали на березе венки, обменивались платками, целовались через венок и называли друг друга кукушками-подружками.
После Троицы венки на березе развивали. Субботний день перед Троицей был родительским - поминали всех родных и близких людей. В этот день не мыли пол, не стирали белье, не топили баню. Вода считалась именинницей и человек, таким образом, отдавал ей дань.
Духов день наступал в понедельник после Троицы и праздничные гуляния завершались.
Праздник Рождества Иоанна Крестителя и праздник славян – Ивана Купалы совпадали по времени и отмечались 24 июня. С Иваном Купалой связано много легенд. До восхода солнца на Иванов день надо было собрать 12 лечебных трав в знахарских целях. Молодежь в этот день прыгала через костры, обливалась водой. В середине лета, в июне и июле проходили самые главные летние праздники, 29 июня – Петров день и день летней Казанской Богоматери – 8 июля.
По обычаю после Петрова дня травы и растения уже не заготавливали.
Ильин день отмечался 20 июля. Это грозный святой повелитель грома, молнии, дождя и покровитель урожая, поэтому в поле никто не работал. С его именем связаны поговорки – «до обеда на Илью – лето, а после обеда – осень».
Август – время спасов, первый спас – медовый, отмечали 1 августа. В этот день пекли маковые пироги и запивали их медовым квасом. Второй спас яблочный приходится на 6 августа, в христианском календаре он обозначен как Преображение Господне. Дата празднования третьего, хлебного или орехового спаса – 16 августа. В этот день из нового хлеба женщины пекли пироги, встречая, таким образом, приближающуюся осень.
В селах в конце лета, 15 августа, отмечалось Успение – день телесной кончины Пресвятой Богородицы. В самом конце лета, 31 августа, отмечался день святого Флора – в этот день лошадей купали, выводили на село для освящения.