Сущность понятия «реалии»
Реалии – это названия предметов материальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена фольклорных и национальных героев, мифологических существ, присущих определенным нациям и народам.
Реалии можно отнести к безэквивалентной лексике. Такие слова выражают понятия, отсутствующие в иной культуре, они не переводятся на другой язык одним словом и за пределами языка не имеют эквивалентов.
Если реалии повседневного быта, названия особенностей государственно-политического строя, разные сферы производственной и культурной жизни относить к безэквивалентной лексике, считает Г. Д. Томахин, то число этих реалий в языках народов будет очень большим.
При сопоставлении американского английского и русского языков Г. Д. Томахин выделяет расхождения означаемых и означающих инореалий и иноформ, выделяя три случая, где эти расхождения наблюдаются:
- реалия свойственна одному языковому коллективу и отсутствует в другом;
- реалия отсутствует в обоих языковых коллективах, но в каком-то одном специально не отмечается;
- сходные функции в разных обществах осуществляются разными реалиями.
В функциональном плане сходные реалии различны. Например, по народным американским поверьям кукование кукушки предсказывает, сколько лет осталось девушке до свадьбы, а в России считают, сколько лет осталось прожить.
Характер предметного содержания и соответствующий ей национальный и исторический колорит, являются отличительной чертой реалии.
Примерами местных реалий у Г. Д. Томахина являются названия местных достопримечательностей, например, Кабильдо – бывшая резиденция испанского генерал-губернатора в Новом Орлеане или Алькатрас – бывшая тюрьма на одноименном острове недалеко от Сан-Франциско.
Группы реалий, которые выделяет Г. Д. Томахин, включают в себя следующие подгруппы:
- ономастические реалии – географические названия;
- антропонимы – имена исторических личностей, деятелей искусства, общественных деятелей, выдающихся спортсменов и др.
Английский язык распространялся в Северной Америке с началом ее колонизации, и к началу этого процесса общенациональный литературный стандарт в Англии уже был сформирован.
Развитие английского языка в Северной Америке шло в течение двух основных периодов – раннего, когда происходило формирование американских диалектов и позднего, когда создавался американский вариант литературного английского языка.
На формирование языка влияние оказывала не только Англия, но и ирландские иммигранты. На Западе и Юго-западе основным был испанский язык, в Нью-Йорке главенствовал голландский, вдоль реки Святого Лаврентия – французский, а в Пенсильвании – немецкий.
Все жители континента, включая представителей коренных народов, в формирование диалекта вносили свой вклад, но, несмотря на обилие языков, основным оставался английский.
Заимствования из других языков были источником пополнения словарного запаса, а специфический государственный и политический строй способствовал возникновению политической терминологии.
Новые технологические термины вырабатывались частными компаниями во время роста американской промышленности.
Английские реалии сферы культуры
Английскую культуру определяют культурные нормы страны и ее народа. Англия в Соединенном Королевстве имеет доминирующее положение, поэтому отличить ее культуру в целом от культуры всего королевства трудно.
Рисунок 1.
Несмотря на это, Англия всегда имела уникальную собственную культуру. Англия является родиной промышленной революции, страной, в которой появились многие научные и технические достижения.
Важную роль она сыграла в литературе, кино, инженерии, философии, музыке, математике, науке.
Архитектура англосаксов дала начало английской архитектуре. Сохранившиеся в стране церкви имеют англосаксонское происхождение.
Англосаксонская архитектура была вытеснена после Нормандского завоевания, позже произошел переход к английской готической архитектуре.
Сооружения в нормандском стиле возводились, начиная с XI века, это были замки и церкви, многие из которых сохранились до наших дней, например, Виндзорский замок, замок Уорик, Лондонский Тауэр и др.
Университеты, приходские церкви, дворцы и большие дома появились на основе нормандской культуры.
Процветала английская готическая архитектура с XII по XVI век, ее выдающиеся образцы - Вестминстерское аббатство, Кентерберийский собор, Солсберийский собор, а также самый крупный готический собор в Северной Европе – Йоркский.
Затем, вплоть до XVIII века в Англии ощущалось влияние культуры эпохи Возрождения.
В искусстве Возрождения проявляется большой интерес к портретной живописи и портретной миниатюре очень популярной в Англии, первым портретистом-миниатюристом Англии был Н. Хиллиард. Его сменили И. Оливер и его сын Питер. Рисовали они не только очень маленькие миниатюры, но и более крупные.
С развитием ландшафтного садоводства посещение садов принято считать типично английским занятием. Английский сад представлял собой идеализированный взгляд на природу, вдохновленный художниками-пейзажистами XVII века.
Английское искусство после образования в 1707 г. Королевства Великобритании, может рассматриваться как искусство Соединенного Королевства.
Американские реалии сферы культуры
В Америке термин «культура» связывается с развитием науки и техники, однако в жизни американцев есть и другие культурные универсалии.
Рисунок 2. Американские реалии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под культурным в первую очередь понимали начитанного и образованного человека с благородными манерами поведения. Современное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства общие для какой-то группы.
Культурные ценности американцев определялись материальной и духовной зависимостью от устоявшихся старых культур Европы. Культуру они воспринимали как «довесок» к повседневной пище, воспоминание об утерянной родине.
Жизненное кредо американских переселенцев сводилось к тому, что «где хорошо, там и родина». На протяжении первых 150 лет поселенцам было не до искусств и литературных изысков.
Для колонистов первой заповедью стал труд, а вопросы культурного развития отступали на задний план. Не искусство и литература, а деньги и богатство были на первом плане.
Свою мечту американцы воплотили в строительстве и архитектуре. Заложивший основы новой архитектуры, скульптор Х. Гриноу утверждал, что целью творчества должно стать совершенство, а не красота. Создаваемые здания своим великолепием должны превосходить Парфенон, считал он.
Американские технические достижения тоже сыграли свою роль и вместе с архитектурой и строительством позволили американцам взять у Европы реванш в той сфере, где она была падчерицей. Если первосвященники Рима увековечили себя в храмах и величественных капеллах, то первосвященники капитала увековечили себя в небоскребах, которые стали символом Америки.
Философия небоскреба проста – человек чувствует себя муравьем в однородной массе собратьев. Цель небоскреба – подавить человека, втоптать его в прах и возвыситься над окружающим миром.
Что касается музыки, то она в Америке развивалась стихийно, не имела главного очага культуры и была тесно связана с фольклором, который был богатейшим источником вдохновения.
Относительно опер, то американцы не создали, ничего что хотя бы отдаленно было похоже на европейские или русские шедевры. Европейскую оперу американцы впервые услышали в 1825 г, а вкус к опере у них проявился значительно позже.
Американская муза предпочтение всегда отдавала увеселительным заведениям. Особенно популярными на Бродвее до середины XIX века были «Зигфельдские глупости» с полураздетыми девицами.
Вскоре наступила эпоха джаза – это было детище индейской, латинской, африканской культур.
Характерными для американской цивилизации были такие качества, как новизна, синтетичность, прагматизм, конструктивизм.
В отличие от других стран, корни которых уходят в «седую древность», США являются молодым государством, что дает им дополнительную энергию и динамику.