Общие сведения о стандартах страхования
Одна из методик наращивания эффективности и качества всякого производства – комплексная стандартизация, которая охватывает все этапы и стороны процесса производства. Вопросы стандартизации услуг страхования в РФ до настоящего момента остаются недостаточно проработанными.
Законодательство России отнесло вопросы стандартизации страхового дела к компетенции Национального органа РФ, занимающегося стандартизацией, притом обязательная сертификация услуг страхования законодательством не предусматривается. Именно поэтому по-настоящему необходимые страховщикам добровольные стандарты экономико-финансовых взаимоотношений еще не выработаны.
В разновидностях страхования, которые на практике полностью невозможно стандартизовать, уместно использовать некоторые элементы стандартизации, а именно:
- стандартная структура правил по страхованию;
- стандартные термины и понятия;
- стандартная методика оценивания страховых рисков;
- стандарты на расчет и методику тарифов страхования;
- стандарты по оцениванию фактического и потенциального вреда здоровью и жизни граждан, имущественной баз юридических и физических лиц, ущербу окружающей среды в итоге страховых событий;
- стандартные методы по идентификации объектов страхования и пр.
Система комплексной стандартизации в страховании
Первый этап в выработке комплексной системы стандартизации в страховании становится активнейшая подготовка стандартных (типовых) страховых правил. Их выработка и укоренение в практику компаний страхования еще в самом начале пути – в данный момент стандартные правила охватили лишь тринадцать разновидностей страхования.
Средь иных направлений стандартизации отмечается разработка адекватных стандартов для произведения конкурсов на право страхования, стандарты по обработке, сбору и анализу статистики страхования, внедрение стандартов по управлению качеством и сертификация услуг страхования на базе комплексной стандартизации.
Комплексная стандартизация услуг страхования, которая ориентируется на потребителей, позволяет значимым образом повышать эффективность и качество страхования, а также надзора над ним. Это существенным образом возрастит конкурентоспособность национального продукта страхования, уровень доверия к страхованию, положительным образом будет отражено на развитии рынка страхования России.
Вступление в силу новых страховых стандартов
С 7 мая 2019 года начнут действовать новые стандарты страхования в РФ.
Основные стандарты деятельности организаций страхования прошли утверждение Банком РФ 09.08.2018 года. Это стандарт по проведению операций и стандарт защиты интересов и прав потребителей услуг страхования.
Базовый стандарт по произведению операций учреждает требования к оформлению страхового договора, выплате страховой премии, возмещению причиненного вреда в натуральном виде, порядку и срокам реализации страховой выплаты, взаимному действию страховщиков и страховых агентов и пр.
В частности, им закреплены:
- обязанности страховщика по информированию страхователя о факте просрочки оплаты очередного страхового взноса либо о том, что он был оплачен не в абсолютном объеме. Помимо этого, компания страхования должна уведомлять страхователя о последствиях подобных нарушений способами, которые согласованы со страхователем в момент заключения страхового договора;
- условия по ответственности организации страхования за ненадлежащую организацию и несвоевременную выплату возмещения вреда в натуральном виде, а также возможность предъявления к ней претензий по качеству работ (если организацию, производящую ремонтные работы, выбрала страховая организация);
- условия о том, что при утрате документации на страховую выплату страховщик за особенными исключениями не имеет права повторно потребовать их предоставить от подавшего лица;
- обязанность установления требований к уровню профессиональной подготовки и образованию страховых агентов (сотрудников страхового агента юридического лица, которые осуществляют взаимодействие со страхователями), а также обеспечение проведения соответственного обучения (инструктажа).
Базовый стандарт защиты интересов и прав потребителей услуг страхования учреждает требования к порядку заключения страховщиком и клиентом договора инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). В частности, страховщик обязуется предоставлять потребителю информацию по особенностям такого договора, рисках, которые связаны с его заключением и порядке вычисления выкупной суммы, а также об отсутствии гарантий получения дохода по такому договору. Помимо этого, страховщик обязуется связываться с клиентом на протяжении действия периода охлаждения (промежуток времени, когда клиент правомочен отказаться от страхового договора без применения санкций со стороны страховщика- 14 дней) и обрести подтверждение того, что клиент понимает условия страхового договора, включая ограничения, которые имеют связь с его досрочным расторжением. Эти требования стандарта будут распространены и на страховых агентов.
Два базовых стандарта начнут обязательно применяться с 07.05.2019 года. За остающееся до такой даты время организации страхования обязуются привести собственную деятельность к соответствию с требованиями стандартов, в частности - обеспечение надлежащей работы официального сайта и организация работы клиентских офисов, утверждение внутренней документации, регламентирующий порядок хранения информации, обучение работников, анализ обращений, а также включение в агентские договоры положений, обязывающих страхового агента соблюсти требования стандартов.
Положения базовых стандартов должны применяться к отношениям организаций страхования с получателями услуг страхования, которые возникли из страховых договоров, заключаемых до даты начала применения стандартов в части, которая не противоречит условиям названных договоров.