Понятие гражданской ответственности производителя товара
Гражданская ответственность производителей товаров введена была в 20 столетии в результате деятельности общественного движения по защите прав потребителя (изначально в Америке, а позже в Европе). В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по базовым принципам, которые связаны с защитой интересов потребителей, сущность которой состояла в признании государством приоритетов интереса потребителя перед интересом производителя.
Европейское сообщество в 1985 году приняло директиву, по которой было предложено в течение 3 лет выработать закон об ответственности за производимый продукт. В 1988 году одобрена была Директива ЕС по сближению предписаний, законов и административных положений государств Европы об ответственности за бракованную продукцию (Council Directive on the approximation of laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning liability for defective products).
Сам термин «гражданская ответственность производителей товаров» заимствован из англо-американского права (product liability). Под ним понимается совокупность всех действий, в итоге которых произведен был бракованный продукт, который нанес какой-то ущерб после его изготовления, в момент, когда производитель уже не имел над продуктом непосредственного контроля.
Необходимость ответственности производителя
Нововведение понятия ответственности производителя является объяснимым. Индустриализация делает возможным массовое производство огромного числа всяческих товаров, а реклама активным образом подталкивает граждан к их приобретению и употреблению. Если при производстве ремесленного типа товар изготавливался одним мастером, и можно было довольно легко обнаружить брак, а также найти ответственного за него, то в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сейчас лишь небольшая толика продуктов делается от начала до конца ручным методом и единым производителем. Большинство же готовой продукции сегодня является результатом нескольких процессов обработки на разнообразных технологических этапах (зачастую и на нескольких разных производствах), в каждом из которых имеет место быть опасность образования некачественной продукции.
При производстве серийного типа один неисправный элемент может превратить в брак всю партию товаров. Брак может возникать и у производителей полуфабрикатов, и у последующего обработчика, у посредника и т.д. Брак может быть обнаружен и в упаковке товара, а также в инструкциях к нему. При серийном, поточном производстве ущерб, который причинен бракованной продукцией, может затрагивать большое число потребителей.
Разновидности брака, влекущие ущерб и принимаемые к учету в гражданской ответственности производителя товаров, а также причины их возникновения
Как отмечалось выше, круг лиц, которые несут ответственность за продукцию, является достаточно широким. В связи с этим для страховщика необходимо выяснять причину брака, определить, на какой производственной стадии он возникает, а также кто будет нести за него ответственность. Отличают брак:
- Конструкторский;
- Производственный;
- Развития;
- Информационный;
- Хранения (захоронения)
Производственный брак является отклонениями от начально запланированных размерностей и прочих параметров, он может коснуться как одного, так и многих изделий. Брак может образоваться в изделии по субъективным и объективным причинам:
- по причине отказов машины (к примеру, посудомоечная машина дает сбой, а в бутылке остается моющее средство)
- и по вине работников (к примеру, по невнимательности рабочего неправильно был смонтирован двигатель мотоцикла).
Квота ошибок - неизбежное сопутствующее явление промпроизводства.
Конструкторский брак - наиболее типичный уже для целой серии товаров. Речь здесь ведется не о машинном, а только о человеческом "отказе». Ежели изначально была допущена ошибка в конструкции системы торможения в транспортном средстве, это может повлечь за собой высокий риск наступления ДТП для всего ряда автомобилей в этой серии.
Разница меж производственными и конструкторскими ошибками считается теоретически понятной, но на практике существуют и пограничные случаи. К примеру, разрыв изоляций кабельной продукции на месте закрепления клеммы может объясняться невнимательным монтажом. Но совместно с этим возможно, что на такой кабель вообще нельзя поставить клеммы, и тогда речь уже ведется об ошибках проекта.
Об информационном браке ведется речь в случае, когда сама продукция в порядке, но недостаточной является информация, которая предупреждает потребителя о возможной опасности, связанной с его пользованием. Информационные ошибки относят к указаниям по использованию, в которых сообщено недостаточно четко (или вовсе не сообщается) о возможной опасности при использовании этого продукта, либо к рекламе, в которой содержатся ошибочные сведения о продукте. Данные ошибки практически всегда касаются всей серии. К примеру, на краске не содержалось информации, что она может использоваться исключительно для наружных работ.
Брак развития имеет связь с тем, что в момент производства либо использования продукции уровень техники и науки не представляет возможности увидеть будущие риски и недостатки, которые связаны с ее применением, выявляемые позже.
Брак при захоронении использованной продукции опасен тогда, когда цикл жизни продукции уже завершен. Есть печально известные примеры гибели подростков, которые забирались на склад металлолома внутрь устаревших холодильников, в которых был замок с защелкой. Позже конструкция холодильников подверглась изменениям, и такие случаи перестали быть возможными. Иная проблема из той же серии — хранение охлаждающего вещества, которое изымается из старых холодильников и наносящего вред окружающей среде.
Разнообразные категории брака довольно подробно охарактеризовали причины возникновения ущербов, а также их всевозможные масштабы при употреблении продукции.