Понятие авиационного страхования
Авиационное страхование является крупной отраслью страхования, объединяющей следующие подотрасли:
- авиационное страхование как таковое;
- космическое страхование.
Каждая из них включает различные самостоятельные разновидности страхования, которые относятся как к личному, так и к имущественному страхованию.
Авиационно-космическое страхование выделяется катастрофичным характером страховых событий и крупнейшими суммами оплачиваемых компенсаций. Соответственно производить подобное страхование способны или очень большие компании, или их общности, обыкновенно в форме пулов страховщиков.
Основные разновидности авиационного страхования
Авиационное страхование является отраслью, предназначенной для страхования рисков на всех этапах обслуживания и эксплуатации воздушных судов.
Предметом каско-страхования признается повреждение или утрата воздушного судна на земле, в воздухе, в воде либо в ходе транспортировки. Под событием страхования понимается случайное влияние извне, не зависящее от работы авиационного предприятия: атмосферные явления, удар молнии и пр., не покрываемые огневым полисом. Исключениями из покрытия по страхованию признаются ущербы, которые связаны с террористическими актами, военными действиями, гражданскими волнениями, саботажем, арестом, уроном, конфискацией самолетов и некоторые иные.
Страхование экипажа проводится в двух вариантах:
- от рисков потерь лицензии;
- от рисков наступления несчастного случая.
Страхование рисков служб эксплуатации авиационного предприятия включило следующие разновидности страхования:
- страхование риска монтажа;
- страхование от наступления пожара;
- страхование каско в мастерской;
- страхование гражданской ответственности перед владельцами чужих самолетов, которые обслуживаются в мастерской авиационного предприятия.
Страхование гражданской ответственности авиационных перевозчиков в России на внутренних рейсах пока реализуется на добровольной основе, но при полетах в другие государства необходимо обладать полисом страхования ответственности в соответствии с международными соглашениями, к которым присоединилась и Российская Федерация. Так, Варшавская конвенция учреждает ответственность авиационных перевозчиков при гибели пассажиров, утере багажа и опоздании.
Римская конвенция по возмещению вреда, который причинен зарубежными воздушными судами третьим лицам на земной поверхности, обязывает государства, которые подписали ее, в их численности Россию, уплачивать компенсацию за телесные повреждения, смерть, а также за ущерб, который нанесен имуществу третьих лиц на земной поверхности и вне воздушного судна из-за падения корпуса лайнера либо выпавших из него предметов.
Страхование ответственности за создание, проектирование и доставку авиационных судов предназначается для компенсации ущербов авиационному предприятию по причине ошибок проектирования, изготовления и доставки авиационных судов и их элементов, а также ошибок в их ремонте, обслуживании и транспортировке.
Космическое страхование
Страхование космической деятельности является комплексной отраслью, объединяющей все разновидности защиты от рисков, которые возникают при реализации космической программы от начала проектирования спутников и ракет до завершения их функционирования на орбите.
Объектами страхования космической техники являются:
- спутники (автоматические космические аппараты любого предназначения);
- ракеты-носители;
- космические пилотируемые корабли;
- орбитальные станции; и пр.
Покрытие страхования распространено также на инженерные наземные сооружения, которые предназначены для доставки космических объектов на космодромы, выведения и запусков ракетно-космических аппаратов на орбиту, а также управления полетами. К ним отнесены:
- средства доставки спутников, ракет и иных объектов на космодром;
- сооружения инженерного типа, включая комплексы старта;
- установки, которые предназначены для проверки на космодроме всех элементов космических и ракетных комплексов, их подготовки и сборки к запуску;
- центр по управлению искусственными спутниками Земли; и пр.
Покрытие по страхованию распространено также на здоровье и жизнь космонавтов, которые принимают участие в программах, и персонала, который обслуживает космические комплексы.
Защитой обеспечивается гражданская ответственность за ущербы, которые могли бы быть нанесены имущественным интересам третьих лиц, а также объектам природной среды.
В комплексе космических рисков рассмотрены также косвенные материальные ущербы (финансовые риски), которые возникают из-за неисправностей техники элементов космических объектов, а также риски политического характера, которые могли бы повлечь задержку в осуществлении космической программы, а иногда и ее замену.
Главными этапами космической программы признаны следующие:
- проектирование космической и ракетной техники;
- производство аппаратов космического предназначения;
- фаза перед запуском;
- запуск космических объектов, а также введение их в эксплуатацию;
- реализация работы на орбите.
Невзирая на меры предосторожности, космические аппараты могут наносить ущерб иным государствам на земле, а также в воздухе. Соответственно выработаны международные правила для расчетов сумм соразмерной компенсации, а также порядка их уплаты. В соответствии с этими правилам все государства, которые осуществили запуск космических объектов, могут сохранять над ними собственную юрисдикцию, они несут ответственность за ущерб, который был причинен.
Государством, которое осуществило запуск, признается:
- государство, с территории которого производился пуск космического аппарата;
- государство, в котором производился космический аппарат;
- государство, что оплатило запуск.
Страна, которая осуществила пуск, несет ответственность при вине в случае нанесения повреждений зарубежному объекту в космическом пространстве, а также имуществу и лицам, которые находились на борту такого объекта.