Понятие и сущность страхового аудита
Страховой аудит — это комплексная проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, анализ и оценка предоставляемой финансовой отчетности с целью выявления ошибок, допущенных при ее составлении, и проверки достоверности указанной в документах информации.
Главной целью страхового аудита является анализ соответствия деятельности страховщика требованиям законодательных нормативных актов.
Аудит страховой компании может быть внешним и внутренним.
Основной задачей внешнего аудита является определение финансовой устойчивости страховщика, оценка соответствия совершаемых им финансовых и хозяйственных операций российскому законодательству, подтверждение правильности отражения в финансовой отчетности результатов деятельности. В процессе аудита страховой организации проверяется полнота и достоверность сумм, включенных в состав доходов страховщика, обоснованность и целесообразность произведенных расходов, а также правильность формирования страховых резервов.
Одной из особенностей страхового аудита является необходимость анализа правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по другим видам страхования.
Согласно законодательству РФ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации подлежит обязательному внешнему аудиту, который проводится один раз в год. При этом заключение, выданное аудитором, должно содержать информацию о выполнении страховой компанией требований финансовой устойчивости и платежеспособности, а также об эффективности организации системы внутреннего контроля.
Годовая финансовая отчетность страховщика должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением и доступна для заинтересованных в этой отчетности лиц. Также подлежит публикации информация о финансовой устойчивости и платежеспособности страховой компании.
Проверка осуществляется независимыми аудиторами (или специализированными организациями), имеющими лицензию на проведение аудита в страховых организациях и обществах взаимного страхования.
Порядок проведения внешнего страхового аудита
В соответствии со стандартами аудиторских проверок оценка деятельности страховой организации начинается с установления законности деятельности, для чего нужно проверить учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Аудитор обязан установить соответствие фактически проводимых и разрешенных лицензией видов страхования требованиям действующего законодательства.
При составлении плана и программы проверки страховой организации аудитор должен учитывать специфику ее деятельности.
При этом процесс проведения страхового аудита состоит из нескольких этапов:
- Подготовка и организация аудиторской проверки.
- Планирование аудиторской проверки.
- Осуществление аудиторской проверки.
- Оформление результатов аудиторской проверки.
Первый этап включает в себя процесс общего ознакомления с деятельностью страховой организации и изучение ее особенностей, ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определение объема проверки, а также заключение договора на проведение аудиторской проверки.
На втором этапе составляется общий план аудита, который представляет собой подробную инструкцию для проведения планируемой аудиторской проверки. В этом плане должны быть указаны сроки и график проведения аудита, а также учтены трудозатраты, уровень существенности и оценочный показатель аудиторских рисков.
На этапе осуществления аудиторской проверки проводятся аудиторские процедуры, происходит сбор и документирование аудиторских доказательств, собираются все данные, необходимые для подготовки итоговых отчетов и аудиторского заключения.
На заключительном этапе после проведения всех необходимых процедур аудитор проводит анализ полученных результатов, подготавливает для руководства страховой организации письменную информацию и аудиторское заключение.
Права и обязанности сторон при проведении аудиторской проверки
Независимый аудитор (аудиторская фирма) имеет право:
- самостоятельно выбирать формы и методы, используемые при проведении аудиторской проверки;
- проверять в полном объеме всю документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью страховой организации;
- в случае возникновения вопросов получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения;
- при наличии письменного запроса получать информацию от третьих лиц;
- привлекать на основе договора к проверке других аудиторов или иных специалистов;
- отказаться от проведения аудита в случае, если страховая организация не предоставила необходимые документы в полном объеме, или в других случаях, предусмотренных законодательством.
Основными обязанностями аудитора (аудиторской организации) являются:
- осуществление квалифицированной аудиторской проверки в соответствии с законодательством РФ;
- в срок, предусмотренный договором, предоставление страховой организации или иному лицу, заключившему договор, аудиторского заключения;
- обеспечение сохранности полученных документов, а также не разглашение их содержания, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
- сообщение заказчику об отказе от проведения проверки;
- информирование заказчика о необходимости привлечения других аудиторов или иных специалистов.
Страховая организация при проведении проверки имеет право получать в срок аудиторское заключение, а также всю необходимую информацию о нормативных актах, на основании которых сделано заключение.
Страховая организация обязана осуществлять всяческое содействие аудитору, предоставлять им требуемую информацию и документацию для осуществления аудита, устранять в срок все выявленные в ходе проверки нарушения, заключать договор с аудитором и своевременно оплачивать его услуги. Также страховщик не должен препятствовать проведению аудиторской проверки и скрывать важные сведения, которые могут существенным образом сказаться на ее результатах.