Основы страховой деятельности в Республике Беларусь
В Республике Беларусь страховая деятельность регулируется Гражданским кодексом РБ, а также специальными законодательными и нормативными актами в области страхования.
Страховая организация – это коммерческая организация, целью которой является осуществление страховой деятельности, получившая соответствующее разрешение от уполномоченного органа власти в виде лицензии.
Все страховые организации подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве финансов РБ в порядке, установленном законодательством. К моменту регистрации уставный фонд страховщика должен быть полностью сформирован. Его минимальный размер утверждается законодательством.
Если учредителями компании взнос в уставный фонд был сделан в виде имущества, то должно быть документально подтверждено право собственности на это имущество, а также оно должно использоваться для осуществления деятельности страховой компании.
Если страховщик занимается видами страхования, которые имеют отношение к страхованию жизни, то она не может осуществлять другие виды страхования.
Страховая организация может начать заключать договоры страхования только с момента получения лицензии, которая выдается Министерством финансов РБ.
Согласно законодательству для гарантии выполнения принятых на себя обязательств перед страхователями все страховые организации из полученных страховых взносов должны формировать страховые резервы, разделяемые по видам страхования.
В Беларуси страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.
Добровольное страхование заключается в виде составления и исполнения договора между страхователем и страховой компанией согласно правилам и тарифам страхования, утвержденным данной компанией и одобренным Министерством финансов.
Правом заниматься обязательным страхованием обладают только государственные страховые организации либо организации, более половины доли уставного фонда которых принадлежит государству или его территориальным единицам.
Для обеспечения соблюдения страховыми компаниями законодательства, а также для защиты интересов государства, страхователей, самих страховых организаций в Республике Беларусь осуществляется контроль за страховой деятельностью со стороны государственных органов власти.
Основы аудиторской деятельности в Республике Беларусь
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь осуществляется на основе закона «Об аудиторской деятельности» и национальных стандартов аудита, принятых Министерством финансов, которые определяют основные правила и порядок проведения аудита, а также регулируют отношения между аудитором и проверяемой организацией.
Под аудитом понимают осуществление независимой проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и других документов юридических лиц с целью контроля их достоверности и соответствия требованиям законодательства РБ.
Согласно законодательству аудит в Республике Беларусь делится на внутренний и внешний.
Внутренний аудит организации осуществляется добровольно на условиях ее руководства и находится под его контролем. Внутреннему аудиту может подвергаться как вся деятельность организации, так и отдельные ее направления. Данная проверка проводится сотрудниками компаниями, не имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Чаще всего это бухгалтера или экономисты компании.
Внешний аудит проводится независимыми аудиторскими фирмами на основе заключенного договора и предусматривает проверку всей финансовой документации организации. Аудиторы, осуществляющие внешние аудиторские проверки, должны иметь лицензию на право заниматься данным видом деятельности, выдаваемую Министерством финансов РБ.
Для возможности заниматься аудитом страховых организаций или организаций перестрахования аудиторы обязаны иметь специальную лицензию, которая дает им право на осуществление аудита в области страхования.
Согласно законодательству РБ аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам запрещено заниматься другими видами коммерческой деятельности, кроме аудиторской, которая может включать в себя:
- проведение аудиторских проверок юридических лиц,
- оказание связанных с аудитом услуг (ведение бухгалтерского учета, заполнение налоговых деклараций, осуществление консультаций предприятий и т.д.),
- занятие преподавательской и научной деятельностью.
После получения лицензии аудиторы обязательно должны быть включены в Государственный реестр аудиторов и аудиторский организаций.
Аудит страховой деятельности в Республике Беларусь
Согласно законодательству Республики Беларусь страховые организации обязаны в сроки, установленные законом, публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность только после проведения обязательной аудиторской проверки и получения заключения о достоверности сведений данной отчетности.
Аудит страховых компаний включает в себя комплексную проверку данных бухгалтерского учета и отчетности, подтверждение достоверности содержащейся в ней информации и соответствие ее законодательству Республики Беларусь в области страхования.
В процессе аудита проверке подлежат как общие вопросы, которые характерны для большинства юридических лиц (соблюдение трудового законодательства, процесса осуществления расчетно-платежных и кассовых операций, проверка операций с основными средствами и т.д.), так и специфические аспекты страховой деятельности.
В ходе аудиторской проверки страховщиков особенно тщательному контролю подвергаются такие вопросы как:
- выполнение требования законодательства о минимальном размере уставного фонда;
- полное и достоверное отражение сумм доходов, получаемых организацией в виде страховых премий, а также доходов от финансовой и инвестиционной деятельности, в бухгалтерской отчетности;
- корректность и законность заключения всех договоров;
- обоснованность и своевременность проведения операций по выплатам страховых возмещений и правильность их учета в балансе;
- обоснованность и законность расходов, которые включаются в себестоимость услуг, оказываемых страховой компанией;
- проверка правильности учета операций по всем договорам;
- соблюдение требования законодательства в части формирования страховых резервов, контроль законности их использования, в частности, инвестирования с целью получения дополнительного дохода;
- оценка платежеспособности и финансовой устойчивости страховой компании (контроль за соблюдением соотношения ее активов и обязательств);
- контроль правильности и законности осуществления операций в иностранной валюте и их отражения в финансовой отчетности и т.д.
По итогам аудиторской проверки страховой компании выдается аудиторское заключение, которое содержит не только перечень выявленных нарушений, но и предложения аудитора по их устранению. Благодаря своевременно проведенному аудиту страховая организация может не только избежать получения санкций со стороны органов государственного контроля за страховой деятельностью Республики Беларусь, но и значительно улучшить свои финансовые показатели, в том числе платежеспособности и финансовой устойчивости.