Понятие персонала и его состав в страховой компании
Страхование представляет собой особую отрасль экономики, успешная деятельность которой во многом зависит от грамотно подобранного персонала, который должен обладать специфическими знаниями и умениями.
В менеджменте персонал определяется как один из видов ресурсов организации, но это ресурс особенный, который обладает рядом характеристик, отличающих его от других ресурсов.
Персонал – это один из важнейших ресурсов предприятия, который включает в себя всех сотрудников, работающих по договору найма, находящихся в распоряжении предприятия и необходимых ему для осуществления своей текущей деятельности, а также достижения определенных целей и реализации поставленных задач.
В связи с особенностью своей деятельности страховые компании в своей работе используют труд не только своих (штатных) сотрудников, но и занимаются привлечением людей со стороны (внештатных сотрудников).
Штатных сотрудников можно разделить на следующие две категории: сотрудники, осуществляющие основные виды деятельности страховой компании (разработчики и менеджеры по продажам страховых продуктов, маркетологи, андеррайтеры, актуарии, специалисты по урегулированию убытков и др.), и сотрудники обеспечивающих видов деятельности (экономисты, бухгалтера, финансисты, специалисты по информационным технологиям, кадровые службы и др.).
Основной задачей штатных сотрудников страховой организации является обеспечение ее стабильного функционирования, высокого уровня рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
К внештатным сотрудникам страховой компании относятся страховые агенты и страховые брокеры, а также другие специалисты, услугами которых пользуются страховщики с целью установления факта наступления страхового случая, проведения экспертизы и т.д.
Основные функции, которые выполняют страховые агенты и брокеры – привлечение клиентов в страховую организацию, с которой они сотрудничают, заключение и продление договоров страхования, контроль за своевременной оплатой страховых премий и страховых взносов со стороны страхователей, а также страховых выплат при наступлении страхового случая.
Доход внештатных сотрудников зависит от суммы поступивших страховых взносов по заключенным ими договорам страхования и выплачивается страховщиком в виде комиссионных вознаграждений.
В сфере страхования также функционируют особые категории работников, такие как актуарии, аджастеры, аварийные комиссары, сюрвейеры и др.
Сущность, цели и задачи аудита персонала
Аудит персонала представляет собой деятельность, направленную на оценку эффективности системы управления персоналом страховой организации, а также определение уровня компетентности и профессионализма ее руководителей и штатных сотрудников.
Конечной целью аудиторской проверки персонала страховщика является повышение эффективности системы управления персоналом и использования кадрового потенциала, что в конечном итоге приведет к увеличению рентабельности организации.
В ходе проверки персонала страховой компании аудитор должен:
- выявить основные проблемы в сфере управления персоналом;
- определить соответствие принятой на предприятии политики управления персоналом ее целям, а также законодательству РФ;
- разработать и внедрить на предприятии более эффективные методы управления персоналом;
- оценить эффективность работы службы по персоналу с целью сократить расходы на управление им, а также определить перспективы ее развития;
- повысить качество информационной системы управления;
- оценить вклад службы по управлению персоналом в достижение основных целей организации и др.
Чаще всего аудит персонала проводят при смене руководства, в том числе руководителя отдела кадров, изменениях в законодательстве в части принятия на работу или увольнения персонала, в случаях массовых увольнений сотрудников, с целью формирования базы данных сотрудников и т.д.
Методы, применяемы аудитором в ходе проверки, можно разделить на четыре основные группы:
- Организационно-аналитические – служат для анализа и проверки необходимой документации и отчетов, оценки показателей эффективности деятельности персонала.
- Социально-психологические – включают в себя проведение опросов, бесед с сотрудниками компании (индивидуальных и коллективных), анкетирование и т.д.
- Экономические методы – заключаются в сравнении экономических и социальных показателей деятельности компании с нормами и нормативами, установленными законодательством, а также с показателями других компаний.
- Комплексные методы – позволяют всесторонне проанализировать деятельность системы управления персоналом на предприятии, а также разработать рекомендации по ее улучшению и оптимизации.
Этапы проведения аудита персонала
В процессе проверки аудитор осуществляет оценку уровня квалификации сотрудников и его соответствия занимаемой должности, анализирует структуру персонала предприятия, оценивает текучесть кадров, проверяет обеспеченность сотрудников социальными пакетами, проводит диагностику кадрового потенциала страховой организации, анализирует состояние рабочих мест и эффективность использования рабочего времени.
Аудиторская проверка персонала страховой организации проводится в четыре основных этапа:
- Подготовка к проверке и составление программы аудита.
- Осуществление аудиторской проверки, сбор информации.
- Анализ и оценка результатов проверки.
- Заключительный этап.
На первом этапе происходит сбор информации о страховой организации, действующей в ней системе управления персоналом, ставятся цели и задачи аудиторской проверки, определяются сроки аудита и составляется программа с учетом особенностей деятельности и существования отдельного законодательства для сферы страхования, осуществляется подбор исполнителей и их обучение (при необходимости), разрабатываются необходимые документы и т.д.
На втором этапе осуществляется проверка необходимой документации и отчетности, проводятся опросы, анкетирование, беседы с персоналом (в том числе с руководством компании), проводится предварительная оценка полученных результатов. Это самый трудоемкий этап аудиторской проверки.
На третьем этапе происходит обработка и анализ полученной информации, оценивается ее полнота для принятия обоснованного решения, составляются таблицы, схемы, диаграммы, осуществляется сравнение полученных показателей с показателями других (более преуспевающих) компаний, выявляются основные проблемы и недостатки в работе системы управления персоналом.
На заключительном этапе составляется и предоставляется руководству компании аудиторское заключение, которое включает в себя оценку текущего состояния и эффективности системы управления персоналом, рекомендации по ее совершенствованию, (внедрение новых технологий, использование других методов в управлении и т.д.).