Понятие и состав основных средств страховой организации
Основные средства страховой организации – это материальные объекты, которые являются собственностью организации и используются ей в процессе выполнения работ или оказания услуг, а также с целью управления самой организацией в течение периода времени свыше одного года.
К основным средствам страхового предприятия относят здания, сооружения, используемое в работе оборудование, различные приборы и устройства, вычислительная техника, транспорт, земельные участки, которые находятся в собственности у страховщика, и т.д.
Основные средства учитываются в активной части бухгалтерского баланса организации в качестве внеоборотных активов. Особенности их учета зависят от того, как и по какой стоимости они были приобретены, от срока их полезного использования и причин выбытия.
Для того чтобы объект был отнесен к категории основных средств, должны быть выполнены следующие условия: его использование для выполнения работ или оказания услуг, либо с целью управления организацией сроком свыше 12 месяцев, стоимость объекта должна превышать установленную законодательством минимальную величину, объект должен приносить экономическую пользу своему владельцу и не должен являться объектом перепродажи, т.е. товаром.
Основные средства страховой организации можно разделить на производственные (связанные с основной деятельностью) и непроизводственные (связанные с осуществлением уставной деятельности).
Под сроком полезного использования понимают промежуток времени, в течение которого основные средства способны приносить страховщику экономическую или другую выгоду, либо служить для обеспечения выполнения целей ее деятельности.
Организация возвращает средства, израсходованные на приобретение основных средств, путем начисления амортизации, т.е. включения стоимости объекта в стоимость выполненных страховой компанией работ или оказанных услуг.
В бухгалтерском балансе основные средства учитываются по первоначальной стоимости. При этом каждому объекту перед постановкой на учет должен быть присвоен инвентарный номер, который не меняется весь период нахождения в собственности у данной организации.
Сущность страхового аудита
Под страховым аудитом понимают процесс проверки налоговой и бухгалтерской отчетности страховой компании, контроля достоверности информации, указанной в этой отчетности, а также ее соответствия требованиям законодательства РФ и нормативным актам.
Своевременное проведение качественной аудиторской проверки дает возможность страховым компаниям повысить качество и эффективность существующих бизнес-процессов, а также избежать штрафных санкций со стороны органов контроля.
С целью обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости, согласно законодательству РФ, каждая страховая компания должна проводить обязательную ежегодную аудиторскую проверку, осуществляемую внешними аудиторами.
Проверка должна планироваться и осуществляться с учетом особенностей страховой деятельности и ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также с учетом наличия специального законодательства в сфере страхования. Первым делом проверяется наличие лицензий на осуществление данного вида деятельности, свидетельства о государственной регистрации, устава и учредительных документов.
Очень важно в ходе аудиторской проверки определить уровень финансовой устойчивости страховой компании, т.к. от этого зависит не только положение страховщика, но и большого числа страхователей, которые вложили свои денежные средства и ожидают от страховой компании выполнения своих обязательств в случае необходимости.
Аудиторская проверка в страховой организации проводится в следующих основных случаях:
- обязательная ежегодная проверка согласно законам;
- смена руководства компании или ее главного бухгалтера;
- юридические изменения регистрационных данных;
- изменение состава акционеров;
- другие существенные обстоятельства.
Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы: планирование и разработку рабочей программы, осуществление проверки и формирование аудиторского заключения, составление рекомендаций по улучшению учета.
Помимо проведения аудиторской проверки в страховой компании аудитор может оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, проводить оценку отдельных статей бухгалтерского баланса, оказывать консультационные услуги в вопросах законодательства, проводить обучение сотрудников компании и т.д. Аудитор не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с аудитом.
Особенности аудита основных средств страховой компании
Чаще всего аудит основных средств является частью программы общей аудиторской проверки, проводимой в страховой компании. Ее целью является установления достоверности информации, отраженной в статье бухгалтерского баланса «Основные средства», контроль соответствия принятой в компании методике учета и налогообложения объектов основных средств законодательству РФ и внутренним нормативным документам.
Основными задачами, которые стоят перед аудитором в ходе осуществления данной проверки, являются:
- изучение состава и структуры основных средств, а также их сохранности и условий эксплуатации;
- контроль выполнения требований, позволяющих отнести объект к основным средствам;
- осуществление контроля правильности начисления амортизационных отчислений согласно принятой на предприятии методике и их отражения в бухгалтерской отчетности;
- проверка наличия всех необходимых документов, связанных с движением основных средств, а также корректного отражения в финансовых документах соответствующих операций;
- оценка итогов, которые были получены при последней инвентаризации;
- контроль корректности переоценки объектов основных средств;
- контроль правильности определения первоначальной стоимости, а также своевременного отражения в отчетности прибытия и выбытия основных средств;
- оценка принятых на предприятии систем внутреннего контроля и ведения бухгалтерского учета;
- проверка соблюдения налогового законодательства;
- контроль правильности учета и обоснованности затрат, связанных с ремонтом объектов основных средств и др.
В ходе аудита важно определить, приняты ли страховой организацией все необходимые меры в целях обеспечения сохранности основных средств (наличие пожарной сигнализации, специальных помещений для хранения, сейфов, проводится ли инвентаризация и какие меры принимаются к виновным в случае недостачи и др.).
Одной из основных задач данной проверки является контроль правильности определения первоначальной стоимости, по которой объекты основных средств принимают к учету, т.к. от этого зависит достоверность указанных в отчетности финансовых результатов, правильность расчета налога на имущество, корректность оценки имущественного состояния страховщика.
Важным направлением аудита основных средств является проверка корректности начисления амортизации и отражения ее финансовых документах. Для этого необходимо проанализировать объект, по которому начисляется амортизация, проверить правильность расчета величины амортизационных отчислений и их учета в бухгалтерском балансе.
При принятии объектов по договору дарения осуществляется контроль правильности определения его рыночной стоимости. Для объектов, поступивших как вклад в уставный капитал, должна быть документально подтверждена согласованная учредителями оценка вклада.