Впервые термин «образовательный стандарт» на территории России был озвучен в 1992 году с введением нового Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого включала основные принципы разработки и внедрения национальных требований в сфере образования.
Рисунок 1. Государственные образовательные стандарты
В исходной редакции проект учебного стандарт принимался представителями Верховного совета, но в связи с учреждением Конституции 1993 года этот норматив был отменен, и основные задачи принятия образовательных принципов стандартизации были переданы исполнительным органам в установленном Правительством РФ порядке. Стоит отметить, что центральный комитет за период, когда у него были полномочия корректировать план стандарта, так его и не утвердил.
Федеральный компонент закона «Об образовании»
В редакции, которая была впервые предложена разработчиками документа «Об образовании» в 1992 году, образовательные нормативы и требования, а точнее сам федеральный компонент, включал пять главных компонентов:
- задачи образования на каждом этапе обучения;
- нормы к основному содержанию центральных образовательных программ;
- достаточно допустимый объем учебной аудиторной нагрузки;
- надлежащий уровень подготовки учащихся, которые оканчивают разные ступени школы;
- благоприятные и комфортные условия образовательного процесса.
Вскоре, под натиском последователей предметно-методической программы, данная редакция была изменена депутатами технического комитета Верховного Совета Российской Федерации и ограничена трехсоставной формулой: «обязательный минимум содержания ключевых учебных программ, максимально допустимый объем педагогической нагрузки обучающихся, требования к уровню профподготовки выпускников» (в число которых бездоказательно включались и оканчивающие начальное учебное заведение).
В итоге указанных поправок из статьи 7 закона, которая описывала принципы и основные задачи образовательного стандарта, исчезали такие пункты:
- целевой блок;
- требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем (в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ);
- понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
- требования к основным условиям образовательного процесса.
Оставшаяся в законе трехмерность федерального элемента учебного норматива уже вскоре стала неадекватной и недостаточной для потребностей образовательной политики, а также не удовлетворяла запросы становления самого правового законодательства в сфере образования. Именно по этой причине уже при учреждении в 1996 г. Федерального стандарта «О послевузовском и высшем профессиональном образовании» был зафиксирован слом такой узко направленной нормы и практически полный возврат к исходной редакции Закона РФ «Об образовании».
В разделе 2 статьи 5 вузовского норматива вновь были включены требования к строгому минимуму содержания ключевых учебных программ и условиям их внедрения. Таким образом, возвращаясь к первоисточнику, указанный закон смог сделать два значимых шага вперед в определении образовательного стандарта. С этих пор условия реализации требований вновь стали важны, а спрос на их минимальное вхождение не давал возможности свести утвержденный минимум к простому перечню предметных тем.
Этапы разработки образовательных стандартов
Рисунок 2. Нормативные основы образовательного стандарта
В истории создания государственных стандартов, направленность которых была исключительно на образовательную среду, выделяют четыре основных этапа: 1993-1996, 1997-1998 и 2002-2003, 2010-2011 гг.
На каждой стадии принципы и мотивы составления нормативов менялись. На первых двух — несущественно, в пределах педагогической и общей политики. На третьем и четвертом — в значительной степени, в русле социально-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. В начале 2000 года по решению представителей Минобразования Российской Федерации был сформирован ВНИК для завершения всех организационных работ.
Стоит отметить, что над минимумами содержания образовательных стандартов и требованиями к начальному уровню подготовки выпускников в 2001 году был разработан Проект норматив, который помог усовершенствовать данную систему.
С принятием поправок в Закон РФ «Об образовании» 9 лет назад начали создаваться обновленные стандарты в виде государственных федеральных законов.
На сегодняшний день выделяют две стадии составления проекта образовательного стандарта:
- Первая редакция – предполагает проверку указанных положений на соответствие основным принципам российского законодательства, международным правилам и нормам, а также региональным и зарубежным нормативным документам, если эта документация более эффективна. На этом этапе происходит проверка патентной чистоты объекта стандартизации.
- Вторая редакция – подразумевает тщательный анализ отзывов на первую стадию, составление заключительной корректировки стандарта и подготовительные мероприятия к принятию нового документа. Завершающая редакция рассматривается членами технического комитета, которые отвечают за соблюдение требований норматива.
Критика образовательных стандартов
Воплощенные идеи в образовательных стандартах часто поддаются критике со стороны министров образования, которые занимаются разработкой более усовершенствованных версий указанного документа. Критически относится к структуре педагогической системы и министр Правительства Москвы, И. И. Калина.
Также на данный момент имеется ряд официальных публикаций, в которых указывается, что заявленные создателями стандартов подходы и идеи практически в них не реализованы. Особенно это видно в программе среднего профессионального образования, за основу которой взят компетентностный метод. Отсутствие комплексной концепции нормативов и исключение из компонентов функций педагогической деятельности делает документ неэффективным. Стандарты в существенной мере дискредитировали положение разгрузки содержания, так как сокращение количества часов, которые отводятся на изучение предметов, не давало возможности оптимизировать объем содержания, включаемого в требования с учетом отводимого на его рассмотрение времени.
Государственная система все больше стремится следовать практике европейских стран, предлагая введения в стандарты новых мировых тенденций и ориентации, касающихся непосредственно обучения и структуры высших учреждений.
Такой подход опирается на общую централизацию или на децентрализацию, поэтому связан с либерализмом. С одной стороны, школа исследуется и понимается как фирма, которая способна обеспечить качество предлагаемого продукта без дополнительной помощи. Эта идея лежит в основе выбора, направленного на приватизацию, политику, децентрализацию и конкурентной среды. С другой стороны, высшие учреждения рассматриваются как социальная служба, а государство при данной методике изучается второстепенно.