Недавние корректировки, которые были сделаны в действующем законодательстве, подразумевают замену устаревших справочников на актуальные законодательные нормативы. Постепенно вводится перечень требований к конкретным должностям, а также разделение на уровни квалификации в профессиональных стандартах. По ними подразумевается определенный свод требований, которым должны соответствовать образование и навыки работника.
Понятие профессиональных стандартов и сфера их применения
Исходя их 195 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, профессиональный стандарт – это нормативный документ с набором профессиональных характеристик, которым должны соответствовать работники с целью исполнения конкретных задач на занимаемой должности.
Первые проекты профессиональных стандартов были зафиксированы еще в 2013 году. Только в 2015 году некоторые из профстандартов стали обязательными для применения при приеме на работу новых сотрудников.
Профессиональные стандарты могут быть разработаны работодателями, как самостоятельно, так и с привлечением экспертов данной сферы деятельности. Профстандарты, которые скорректированы под нужды конкретной организации, могут разрабатываться в специальных юридических учреждениях под заказ.
Основное требование, которое предъявляется к профессиональному стандарту, - это соответствие всех положений разрабатываемого документа методическим указаниям Министерства труда России и макету шаблонного стандарта. Немаловажным требованием является эффективное распределение квалификационных уровней в нормативном документе.
Как только проект профессионального стандарта сформирован, он вместе с приложенными документами направляется в Министерство труда Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и утверждения. Проект может быть принят, отправлен на доработку или отклонен. Весь процесс принятия и формирования профстандартов описан в ПП РФ №23 от 22.01.2013 года.
Сфера применения профессиональных стандартов – рабочая деятельность тех граждан РФ, которые трудоустроены официально. Данные документы необходимы для описания норм рабочего процесса субъекта, а также требуемых навыков, опыта и образования.
Квалификационные уровни предъявляют такие требования к работнику:
- Наличие конкретных умений и знаний, которые соответствуют профилю профессионального стандарта и должности субъекта.
- Наличие необходимого уровня квалификации, которому отвечают полномочия субъекта и его должностные обязанности.
Уровни профстандартов
Уровни квалификации в профессиональных стандартах (далее уровни профстандартов) утверждены приказом Министерства труда Российской Федерации от 12 апреля 2013 года с целью составления профессиональных стандартов. Далее рассмотрим сущность уровней квалификации, а также их практическое значение в профессиональной деятельности.
Уровни квалификации профстандартов описывают полномочия и ответственность работников на конкретных должностях, а также все необходимые навыки и уровень их образования для надлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей.
Описание уровня квалификации состоит из таких характеристик:
- характер навыков;
- характер знаний;
- ответственность и полномочия.
Кроме этого в тексте профессионального стандарта указываются основные способы, которые могут выполняться работником для получения желаемой квалификации. Это:
- прохождение инструктажей по специфике должности;
- получение необходимого образования по специальным программам;
- получение высшего или дополнительного технического образования по специфике занимаемой должности;
- наличие определенного опыта работы;
- практический опыт.
Квалификационные уровни профессиональных стандартов:
- Первый уровень. Для того чтобы достичь данного уровня квалификации, сотрудник должен пройти инструктаж или краткосрочное обучение, а также иметь практический опыт.
- Второй уровень. Обладая данным уровнем квалификации, сотрудник должен уметь выполнять стандартные задания и трудовые функции, выбирать способ действия по инструкции, а также корректировать действия с учетом условий их выполнения.
- Третий уровень. Основные пути достижения данного уровня квалификации: программы профессионального обучения и подготовки по профессиям и должностям рабочих, программы переподготовки персонала.
- Четвертый уровень. Сотрудник с данным уровнем квалификации должен обладать такими навыками: понимание методических и научно-технических основ решения практических задач, а также использование специальных знаний и самостоятельная работа с информацией.
- Пятый уровень. Сотрудник должен применять профессиональные знания методического и технологического характера, искать информацию, которая необходима для решения поставленных профессиональных задач.
- Шестой уровень. Сотрудник должен применять профессиональные знания, в том числе инновационные, также необходимо осуществлять самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации.
- Седьмой уровень. Работник должен владеть приемами стратегического планирования, обладать навыками управления большим количеством персонала, а также иметь образование специалиста или магистратуры по определенному профилю деятельности.
- Восьмой уровень. Сотрудник с данным уровнем квалификации должен создавать новые знаний межотраслевого и междисциплинарного характера, а также оценивать и отбирать ту информацию, которая необходима для развития различных областей деятельности.
- Девятый уровень. Работник данного уровня квалификации должен внести вклад в определенную область деятельности, а также решать задачи исследовательского и проектного характера, создавать новые фундаментальные знания межотраслевого и междисциплинарного характера.