Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Как составить профессиональный стандарт

Трудовые квалификации работников различных организаций должны соответствовать установленным в российском законодательстве требованиям – профессиональным нормативам. Получая высшее образование, будущий специалист должен в результате продемонстрировать комплекс определенных навыков, знаний и компетенций, сочетание которых и формирует указанный стандарт. Аналогичный документ обязателен при трудоустройстве.

Введение профессиональных стандартов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Введение профессиональных стандартов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Профессиональный стандарт устанавливает особенности не должностей и даже не профессий, а сферу деятельности, поэтому он более уникален.

Например, стандарт «Филолог» предполагает такое же название должности, а руководителя отдела кадров возможно найти в профнормативе «Специалист в управленческой области».

Пошаговое составление профессиональных стандартов

При составлении профессионального стандарта необходимо задействовать целый ряд мероприятий, которые выполняются с целью реализации новых требований на предприятии:

  1. Сформировать специализированный комитет для проведения организационных работ с целью введения профессиональных стандартов. Все подробности можно найти на сайте Минтруда в разделе «Положение о трудовой группе по разработке нормативов».
  2. Разработать приказ о реализации профстандартов в компании. Допустимо внедрение как одного проекта, так и нескольких.
  3. Составить план-график важных мероприятий по решению этого вопроса.
  4. Изучить особенности системы оценивания, а также провести анализ и мониторинг требований, прописанных в стандарте для конкретной должности.
  5. Провести разъяснительную работу в коллективе по вопросу реализации нормативов.
  6. Проанализировать рабочее расписание с целью определения должностей и функций сотрудников, которые оказываются под действие профессионального стандарта.
  7. Рассмотреть трудовые контракты, заключенные с персоналом.
  8. Установить параметры эффективности труда для определенной категории работников.
  9. При возникновении потребности внести корректировки и соответствующие дополнения в положения об оплате и о порядке осуществления стимулирующих выплат или льгот.
  10. Направить служащих на повышение уровня квалификации (в случае необходимости).
  11. Систематизировать трудовые функции.
  12. Заключить договоры с работниками, чьи должностные обязанности и функции подпадают под функционал норматива.
  13. Утвердить и принять должностные инструкции.
  14. Подписать с персоналом обновленные трудовые соглашения.
«Как составить профессиональный стандарт» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные направления профессиональных стандартов

Указанный вид документации используется во многих аспектах трудовых отношений, однако их законодательная база предполагает три ключевые сферы их применения:

  1. Работа с персоналом на предприятии в виде проведения кадровой политики, тарификации работников, изменения должностных инструкций и плановой аттестации.
  2. Связь профессиональной деятельности и систематического обучения. Образовательная система подразумевает комплексную разработку профессиональных нормативов и в дальнейшем, поэтому будущий сотрудник будет овладевать сразу несколькими профессиональными характеристиками. Недопустимы случаи, когда выпускники ВУЗов по определенной профессии могут предложить только один набор компетенций, а работодатель нуждается в совершенно ином.
  3. Отражение действительного опыта профессиональной работы. При составлении стратегий анализа и оценивания для получения диплома или сертификата конкретного уровня будут учтены актуальные требования к специальности, отраженные в нормативах, а не образовательные успехи, как было принято ранее.

Процедура внедрения профессиональных стандартов

Замечание 2

Реализация профессиональных стандартов в организации – достаточно трудоемкий и длительный процесс, который содержит много отдельных этапов.

При этом внедрение каждого из них также включает огромное количество нюансов и особенностей, которые нужно учитывать.

При составлении и реализации нового документа на предприятии работодателю следует:

  1. Открыть список действующих профстандартов, размещенных на официальном портале Минтруда РФ.
  2. Выписать из собственного штатного расписания название должностей.
  3. Найти документ, который в полной мере соответствует особенностям каждой должности из перечня. Для этого необходимо смотреть, отвечают ли указанные в стандарте полномочия принятым у вас требованиям. Так, для ІТ-экспертов существует примерно 27 профессиональных стандартов, и надо понимать, какому из них будет подходит именно ваш «специалист».
  4. Сравнить нормативы по кадрам с приблизительными наименованиями специальностей из текста документа. Если этому профессиональному направлению не положены компенсации, льготы или ограничения, именовать его по нормативу необязательно.

Такой подход осуществляется посредством постоянного мониторинга официального сайта Минтруда Российской Федерации и отбора документов, которые будут наиболее эффективны в вашей организации. Стоит помнить, что любое действие рабочей группы лучше оформлять правовым актом, а любое решение по определенному вопросу – протоколом. Соответственно, итог мероприятий по поиску профессиональных нормативов рекомендуется зарегистрировать произвольным актом, где определены те проекты, по которым будет осуществляться дальнейшая деятельность компании.

Сегодня российское законодательство не ограничивает работодателя в оформлении стандартов, которые он считает необходимыми в процессе ведения подготовительных работ по реализации профессиональных документов.

К примеру, для практичности можно составить приказ о внедрении стандартов на предприятии, указав в нем список регламентов, подлежащих использованию. Вышеуказанная работа проводится в отношении тех должностей и специальностей, по которым уже учреждены профессиональные документы, ведь работодатель может их не использовать, пока очередной норматив не утвержден.

Замечание 3

Поэтому основным этапом реализации стандартов является систематический мониторинг вновь принятых проектов. При выявлении «обновленных» стандартов их следует анализировать, учитывать, и, в случае их принятия в организации, поэтапно внедрять в установленном порядке.

Дата последнего обновления статьи: 23.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot