Федеральный стандарт дошкольного образования в истории Российской Федерации впервые был разработан в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ». В соответствии с данным стандартом разрабатываются учебные программы дошкольного образования.
Учебные программы для дошкольников направлены на разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Кроме этого образовательные программы необходимы для достижения детьми дошкольного возраста определенного уровня развития, которого будет достаточно для успешного освоения ими учебных программ начального общего образования. Эффективно реализовать образовательные программы можно только при условии индивидуального подхода к детям.
Требования Федерального стандарта дошкольного образования
Если говорить о требованиях государственного Федерального стандарта, то они предъявляются к:
- структуре учебных программ и их объему (в том числе к соотношению обязательной части учебной программы и той части, которая формируется участниками образовательных отношений);
- условиям реализации основных учебных программ, в том числе финансовым, кадровым, а также материально-техническим условиям;
- результатам освоения учебных программ дошкольного образования.
Федеральный стандарт дошкольного образования в отличие от других стандартов не является основой для осуществления оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям. Освоение учебных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации учащихся.
Общие положения стандарта
Федеральный стандарт дошкольного образования – это совокупность требований, которые предъявляются к образованию дошкольников. Предмет регулирования данного стандарта – те отношения в сфере образования, которые возникают при реализации учебной программы дошкольников.
Образовательная деятельность может осуществляться индивидуальными предпринимателями и организациями, которые работают по учебным программам. Положения Федерального стандарта дошкольного образования могут использовать родители в форме семейного образования при обучении дошкольников.
Данный Федеральный стандарт разрабатывался на основе действующего законодательства и Конституции РФ с учетом Конвенции ООН о правах детей, в основе которых заложены такие принципы:
- Поддержание разнообразия и качества детства на должном уровне.
- Сохранение самоценности и уникальности детства как важного этапа в развитии личности. Самоценность детства в данном контексте рассматривается как значимый период жизни ребенка тем, что происходит с ним сейчас, а не тем, что этот период является подготовительным этапом к следующему периоду.
- Гуманистический и личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых, детей и педагогических работников.
- Уважение личности и интересов ребенка.
- Реализация учебной программы в тех формах, которые специфичны для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме исследовательской или познавательной деятельности, игры, а также в форме творческой активности, которая обеспечивает художественное и эстетическое развитие ребенка.
В Федеральном стандарте дошкольного образования обязательно учитываются все потребности детей, что связаны с их жизненной позицией и состоянием здоровья и которые определяют особые условия для получения ими образования. Кроме этого во внимание принимаются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации.
К основным принцам дошкольного образования можно отнести:
- полноценное проживание всех этапов детства ребенком (раннего и школьного возраста), а также достаточное обогащение детского развития;
- построение на основе индивидуальных особенностей детей образовательной деятельности, при которой каждый ребенок становится активным в выборе содержания и направленности собственного образования;
- сотрудничество и содействие детей и взрослых, а также признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы ребенка в разных видах деятельности;
- сотрудничество образовательной организации с семьей;
- приобщение детей к семейным традициям, к социокультурным нормам, а также к традициям государства и общества;
- формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности;
- возрастная адекватность образования дошкольников (соответствие требований, условий и методов особенностям развития и возрасту);
- учет этнокультурного развития ребенка.
Федеральный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию таких целей:
- Увеличение социального статуса и значимости дошкольного образования.
- Обеспечение равенства возможностей для каждого школьника в получении качественного образования на государственном уровне.
- Разработка и реализация государственных гарантий касаемо качества и уровня дошкольного образования на основе единства требований к условиям реализации учебных программ для дошкольников, а также к их структуре и результатам освоения.
- Сохранение единства всего образовательного пространства России касаемо уровня дошкольного образования.
Задачи Федерального стандарта дошкольного образования
Государственный стандарт дошкольного образования направлен на разрешение следующих задач:
- Охрана и укрепление психологического и физического здоровья дошкольников, в том числе их эмоционального состояния.
- Обеспечение равных возможностей для получения качественного образования независимо от пола ребенка, национальности, социального статуса, языка, психофизиологических возможностей и ограниченных возможностей здоровья.
- Обеспечение преемственности задач, целей и содержания дошкольного образования, которые реализуются в рамках учебных программ разных уровней.
- Формирование наиболее благоприятных условий для развития дошкольников в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, а также развитие творческого потенциала и способностей каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
- Гармоничное объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс с учетом социокультурных и духовно-нравственных ценностей, а также с учетом принятых в обществе норм и правил поведения в интересах семьи и общества.
- Формирование общей личностной культуры дошкольников, в том числе значимости здорового образа жизни, а также развития их нравственных, социальных, интеллектуальных, эстетических, физических качеств, ответственности, инициативности, самостоятельности и формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, а также организационных форм обучения дошкольников. Кроме этого задачей данного Стандарта является формирование учебных программ разной направленности с учетом состояния здоровья детей, их способностей и образовательных потребностей.
- Формирование такой социокультурной среды, которая будет полностью соответствовать индивидуальным, возрастным, физиологическим и психологическим особенностям детей.
- Обеспечение надлежащей психологической и педагогической поддержки семей, а также оказание помощи в повышении компетенции родителей в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья дошкольников.