Образовательная политика вузов в нынешних условиях должна быть направлена на решение подготовки конкурентоспособных специалистов, которые были бы социально защищены качеством и профессиональными возможностями собственного образования. Но реализовать грамотную организацию деятельности вузов и успешное разрешение этих проблем практически невозможно только на основе минимума к уровню подготовки выпускников, что определены государственными стандартами.
Для того чтобы деятельность вуза была успешной и эффективной, необходимо формировать будущего специалиста на основании федерального образовательного стандарта конкретного высшего учебного заведения. Такой стандарт должен быть основной образовательной политики вуза.
Федеральные стандарты высшего образования: понятие и сущность
В России устанавливаются федеральные государственные стандарты высшего образования, которые представляют совокупность требований, что обязательны к исполнению при реализации учебных программ начального, среднего и высшего профессионального образования теми вузами, что имеют государственную аккредитацию.
Федеральные государственные стандарты высшего образования, которые содержат совокупность определенных требований, обязательны при реализации основных учебных программ включающие в себя требования к:
- структуре учебных программ, в том числе и требования к соотношению обязательных частей образовательных программ и части, что формируется участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основных учебных программ, в том числе к финансовых, кадровым и материально-техническим условиям;
- результатам освоения основных учебных программ.
Основными функциями федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (в соответствии с законом о высшем и послевузовским образовании) являются:
- обеспечение надлежащего качества высшего и послевузовского образования;
- обеспечение единства российского образовательного пространства;
- обеспечение основы для объективной оценки деятельности учебных учреждений, которые реализуют образовательные программы высшего профессионального обучения и послевузовской подготовки;
- установление эквивалентности документов нерезидентов о высшем и послевузовском образовании.
Вместе с тем федеральные образовательные стандарты не ограничивают творчество педагогов и процесс саморазвития личности. За рамки стандарта можно и нужно выходить, но только после того, как выполнены минимальные требования к уровню подготовки специалиста и содержанию образования. Если говорить о творчестве преподавателя, то федеральные стандарты высшего образования не затрагивают технологию обучения.
Какие изменения в образовании РФ произошли после внедрения стандартов
С переходом на федеральные государственные стандарты высшего образования изменилось положение российского профессионального образования, в соответствии с которым магистратура и бакалаврат рассматриваются как самостоятельные образовательные уровни высшего образования, а учебные программы специалистов и магистров – программы одного уровня.
Федеральные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения предусматривают разработку стандартов по направлениям подготовки как совокупность учебных программ бакалавра, специалиста и магистра, что объединены на базе общности.
Внедрение уровневого профессионального образования – это важнейший элемент комплексного высшего профобразования.
Сейчас, когда знания и технологии обновляются стремительными темпами, подготавливать узкопрофильных специалистов нецелесообразно. Именно поэтому основная образовательная программа бакалавров, которая формирует обширный спектр базовых знаний по направлению подготовки с дальнейшей специализацией на производстве или в магистратуре, больше не соответствует быстроменяющимся условиям современного рынка труда. Такая система превращается в структуру квалификаций, которые соответствуют потребностям современного общества.
Благодаря тому, что в 2009-2011 гг. были приняты федеральные государственные стандарты высшего образования третьего поколения, сейчас созданы оптимальные условия для развития отечественного уровневого обучения в рамках европейского образовательного пространства.
Поскольку ценностные ориентиры абитуриента не всегда подкрепляются достаточными знаниями о специфике будущей профессии, видение ним профессиональной траектории может меняться по мере накопления вновь приобретенных знаний и навыков. А благодаря новому подходу студент сможет выбрать профиль программы на старших курсах бакалавриата. После окончания вуза и получения диплома о высшем образовании выпускник может скоординировать свои жизненные планы, учитывая ситуацию на рынке труда, а также он может продолжить обучение в магистратуре или воспользоваться программой дополнительного профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации. При трудоустройстве диплом бакалавра дает выпускнику право занимать те должности, что требуют наличия высшего образования в соответствии с требованиями квалификации.
Если сравнивать нынешние федеральные стандарты высшего образования со стандартами прошлого поколения, то особенность нынешних заключается в том, что они предусматривают использование компетентного подхода при формировании основных программ образования. Федеральные стандарты третьего поколения предусматривают новые требования к освоению образовательных программ магистра, специалиста и бакалавра.
Основным объектом оценки являются профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми подразумевается способность применять умения, знания и личностные качества с целью реализации успешной профессиональной деятельности в определенной сфере.
В федеральных стандартах высшего образования подробно расписаны все требования, а каждой компетенции присвоен уникальный идентификатор, состоящий из порядкового номера и аббревиатуры.