Все государственные стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются и обновляются в соответствии с ГОСТ Р 1.2 – 2004. В соответствии с данным ГОСТом и Правилами по стандартизации ПР 50.1.074-2004 порядок разработки стандарта состоит из четырех этапов, которые представлены на рисунке 1:
Рисунок 1. Этапы разработки стандартов РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все вышеперечисленные этапы необходимо рассмотреть более подробно.
Организация разработки стандартов РФ
Разработку стандартов организуют технические комитеты. Подготовка к разработке стандарта, подбор статистических данных, расчет норм, апробация и разработка новых приборов, методик испытаний и другие работы являются подготовительным этапом перед разработкой стандартов. Организация, которая выполняет все вышеперечисленные работы, подает заявку на обработку стандарта в технический комитет. В данной заявке нужно обосновать целесообразность разработки.
Для разработки стандарта технический комитет формирует подкомитет (далее ПК), который будет заниматься данными вопросами. ПК формирует рабочую группу из специалистов, которые занимаются объектом стандартизации. Рабочая группа заключает договор на разработку государственного стандарта, к которому прикладывается техническое задание.
В техническом задании обязательно указывается следующая информация:
- Стадии и сроки разработки стандарта. По каждому этапу разработки сроки определяются индивидуально.
- Цель разработки и состояние стандартизуемого объекта.
- Гипотеза решения поставленных задач. Также вносятся критерии, которые позволят сравнить проектируемые показатели.
- Перечень главных требований к продукции, которые нужно установить в стандарте, а также его разделы.
- Экономическое и техническое обоснование проекта стандарта.
- Перечень государственных предприятий и органов управления для рассылки стандарта на отзыв.
- Требования заказчика.
Техническое задание должно быть согласовано с соисполнителями и утверждено в Департаменте легкой промышленности. После создания рабочей группы необходимо утвердить руководителя разработки и ответственных исполнителей. Разработка стандарта начинается со сбора информации по объекту стандартизации, изучается и анализируется материал, а также устанавливаются требования к стандарту. Для этого анализируется литература, нормативная документация, изучаются отчеты по научно-исследовательской работе, авторские свидетельства, патенты, используются переводы зарубежных экспертов, рекомендации ИСО.
После этого от потребителей и изготовителей запрашиваются замечания и предложения по содержанию разрабатываемого стандарта, результаты по испытанию продукции за последние полтора года, а также образцы продукции для проведения испытаний. Разрабатывается методическая программа ответственными исполнителями.
Рабочая программа – это рабочий план, который содержит весь объем работы и разбит на отдельные этапы.
Например, рабочая программа может содержать такие этапы: выбор ассортимента для проведения исследований; получение результатов испытаний с предприятий; обработка и анализ полученных данных; расчет норм по отобранным показателям качества; разработка первой редакции проекта стандарта; рассылка проекта на отзыв и получение замечаний; составление окончательной редакции, а также отправка проекта в технический комитет и Департамент.
Технический комитет публикует информацию о старте разработки государственного стандарта для того, чтобы получить заявки от компаний, что заинтересованы в получении проекта стандарта на отзыв.
Разработка первой редакции проекта стандарта
Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв всем заинтересованным компаниям, которые подали заявку со всеми необходимыми приложениями.
В пояснительной записке к первой редакции стандарта обязательно указывается такая информация:
- основания для разработки стандарта с обязательным указанием заказчика и соответствующего документа;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- социальное, экономическое и техническое обоснование целесообразности разработки стандарта (обязательно указывается мотивированное решение реализации данной работы на национальном уровне);
- описывается социальная и экономическая эффективность внедрения стандарта (если есть возможность, в пояснительной записке нужно предоставить расчеты ожидаемой технико-экономической эффективности);
- информацию о соответствии проекта стандарта техническим регламентам, федеральным законам и другим нормативно-правовым актам РФ;
- информацию о соответствии проекта стандарта международному стандарту, а в случае несоответствия необходимо предоставить мотивированное обоснование данного решения;
- информацию о взаимосвязи проекта стандарта с теми стандартами, что были ранее утверждены в РФ в качестве национальных;
- информацию о публикации проекта стандарта и его размещения на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет;
- перечень документов и другие источники информации, что были использованы при разработке стандарта (в том числе данные о применении документов, что относятся к объектам авторского или патентного права).
Руководитель проекта стандарта и исполнитель, что подготовил пояснительную записку, подписывают ее. Если разработчик государственного стандарта – физическое лицо, то записку подписывает только он. Те организации, что заинтересовались в проекте стандарта, должны в течение двух месяцев направить замечания к разработчику проекта.
Все замечания вносятся в сводку отзывов по порядку пунктов и разделов стандарта. Если выявлены существенные разногласия между заинтересованными сторонами, разработчики стандарта организовывают совещание, на которое приглашаются представители технического комитета и Департамента. После этого разработчик дополняет проект с учетом всех замечаний, что поступили в письменной форме, и проводит публичное обсуждение проекта.
Разработка окончательной редакции проекта стандарта
Окончательная редакция стандарта разрабатывается с учетом всех принятых предложений и замечаний, после чего предоставляется разработчикам в соответствующий технический комитет для проведения терминологической, правовой, научно-технической, метрологической и патентной экспертизы.
После этого разработчик предоставляет в секретариат технического комитета окончательную редакцию проекта стандарта в трех экземплярах, приложив такие документы:
- пояснительную записку и сводку замечаний по первой редакции проекта стандарта;
- протокол совещания, на котором проводилось обсуждение доработанного проекта;
- документ, который подтверждают согласование проекта государственного стандарта;
- копию технического задания и первую редакцию проекта стандарта;
- данные из отчетов по проведенной научно-технической работе, результаты исследований, а также образцы стандартизируемой продукции;
- перечень компаний, которым были отосланы проекты стандартов;
- таблицы со сравнением показателей, что предусмотрены стандартом, с показателями стандартов аналогичной продукции других стран;
- проект плана мероприятий по внедрению стандарта.
По желанию компании-разработчика проекты стандартов могут представляться для экспертизы в технический комитет по стандартизации. После этого ТК организует проведение экспертизы стандарта и на основании полученных результатов отправляют разработчикам экспертное заключение по проекту.
Утверждение и государственная регистрация стандарта
Рассмотрение, утверждение, регистрация проекта стандарта осуществляется в Федеральном агентстве по техническому регулированию. Проект стандарта рассматривается на заседании Совета Федерального агентства, после чего организация-разработчик докладывает председателю о технико-экономическом обосновании проекта стандарта, а также об основных мероприятиях по внедрению его в действие.
Регистрация государственного стандарта проводится во ВНИИКИ. Ему присваивается порядковый номер и через тире прописывается год утверждения. Уведомление об утвержденном стандарте публикует Росстандарт. Отраслевые стандарты публикуются в таком же порядке, что государственные и национальные. Разница только в том, что отраслевые стандарты утверждаются в Департаменте текстильной и легкой промышленности, а после направляются в ВИФС для регистрации.
Государственный стандарт считается внедренным в организации, если установленные им требования, нормы и правила отражаются в действующей технической документации и полностью используется на производстве. Срок действия стандартов не устанавливается, поэтому необходима постоянная работа всех членов технического комитета и заинтересованных компаний, которая направлена на своевременное обновление документа.
Если необходимо обновить стандарт, технический комитет разрабатывает проект изменения предложения по отмене действующего. Все изменения и предложения вносятся в Росстандарт или Госстрой РФ. Пересмотр государственного стандарта – это разработка нового взамен действующего. Надобность в пересмотре возникает лишь тогда, когда вносимые корректировки связаны со значительными изменениями основных показателей качества продукции и затрагивают ее взаимозаменяемость. Отмена стандарта может быть как с заменой действующего, так и без нее. Наиболее частая причина – это прекращение выпуска продукции или внедрение нового стандарта. Отмена государственных стандартов выполняется с максимальным учетом мнения заинтересованных организаций.