Понятие социализации
Социализация – это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение его в социальную среду посредством овладения ее социальными нормами, правилами и ценностями, навыками и знаниями, которые дают возможность ему успешно функционировать в обществе.
Понятие социализации ориентируется на такие базовые категории, как индивид и общество, непосредственно связанные с серией проблем практического и общетеоретического характера, чем обуславливается внимание к ней не только в рамках педагогики, но и в других науках, в первую очередь философии и психологии.
В последние десятилетия все большую популярность приобретает исследование процессов социализации в рамках культурологических концепций, в которых анализируется духовная составляющая процессов социализации. В этих концепциях под духовным освоением мира понимают субъект-субъектные отношения, в качестве творческого процесса опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека. В процессе такого освоения действительности происходит преобразование природной предметности в социальную, а также человек самоутверждается в мире в качестве активного и деятельного существа.
Особый акцент в психологической парадигме ставится на понятия социальной роли, социального поведения, внутренних и внешних регуляций социального поведения, социальной ситуации развития, механизмов социального становления личности, то есть механизмов социализации, этапов социализации и пр.
На основании механизмов социализации на междисциплинарном уровне выделяют несколько концепций социализации:
- психоаналистическая;
- интеракционистская;
- культурологическая.
Психоаналистическая концепция предполагает понимание процесса социализации в качестве усвоения некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.
Социальная роль в ней рассматривается в качестве совокупности заранее правил и ожидаемых способов поведения и общения, соответствующие определенному месту человека в обществе или группе.
Основываясь на том, что социализация – сложный многоэтапный процесс, авторы психоанализа называют несколько этапов социализации:
- психогенетический;
- образно-символический;
- индивидуально-концептуальный.
Психогенетический уровень предполагает выработку привычных шаблонов удовлетворения потребностей методом проб и ошибок.
Образно-символический этап связывает образы, возникающие при блокаде первичного акта с некоторым жестом или звуком, то есть они приобретают значение символа.
Индивидуально-концептуальный этап подразумевает, что ребенок через символы начинает управлять своим и чужим поведением, приобретая новые значения через комбинации уже существующих значений.
Таким образом, социализация представляет двусторонний процесс вхождения индивида в социум, предполагающий, с одной стороны, усвоение ценностей общечеловеческой культуры для нормальной жизни в рассматриваемом обществе, а с другой стороны – построение собственного социального опыта.
Семья как фактор социализации подростков
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой взаимосвязаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней выработана совокупность норм, санкций и образцов поведения, которыми регламентируется взаимодействие между супругами, их родителями и детьми в семье.
Семья – то наиболее значимый институт социализации подрастающего поколения. Она представляет персональную среду жизни и развития подростков, качество которой определено серией параметров каждой конкретной семьи. К этим параметрам относят:
- демографический, включающий структуру семьи: большая или нуклеарная, полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная;
- социально-культурный предполагает образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
- социально-экономический включает имущественные характеристики и степень занятости родителей на работе;
- технико-гигиенический включает условия проживания и степень оборудованности жилища, особенности образа жизни.
На протяжении последних десятилетий отношения между подростками и родителями стали более эмоционально-психологическими, то есть они определяются глубиной их взаимной привязанности, так как именно дети стали одной из главных ценностей жизни.
При рассмотрении любой стороны развития подростка решающая роль отдана семье. Поэтому нужно рассмотреть несколько аспектов социализирующих функций семьи.
- Во-первых, в семье обеспечивается физическое и эмоциональное развитие подростков.
- Во-вторых, семья оказывает влияние на формирование психологического пола подростка. В семье начинает половая типизация, помогающая ребенку усвоить атрибуты своего пола: личностные характеристики, особенности эмоциональных реакций, поведенческие образцы и пр.
- В-третьих, семье отведена ведущая роль в процессе умственного развития подростков, а также их отношение к учебе и его успешность.
- В-четвертых, семье отведена важная роль в овладении подростком социальными нормами, подразумевающими исполнение им семейных ролей, когда влияние семьи становится кардинальным.
- В-пятых, семья формирует фундаментальные ценностные ориентации подростка, которые отражены социальными и межэтническими отношениями, а также определяют его стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления и планы.
- В шестых, семье отведена большая роль в социальном развитии подростка, так как одобрение, поддержка, безразличие и осуждение внутри семьи вызывают у подростка затруднения в поиске выхода из сложной ситуации, адаптации к изменениям условий жизни и пр.
Иными словами, подросток внутри семьи проходит процесс стихийной социализации, на характер и результаты которой влияют объективные характеристики (состав, уровень образования, социальный статус и пр.), ценностные установки, стиль жизни и взаимоотношений членов семьи.
То есть, семья выступает важнейшим микрофактором социализации подростков. Но семье уже не отводится та самодовлеющая роль, которая была у нее в предшествующие эпохи. Родительский авторитет уже не абсолютный, теперь запрет и принуждение сменяется убеждением. Моральный авторитет поддерживать значительно сложнее, чем власть, базирующуюся на силе, особенно когда настолько широк диапазон источников информации и выбор круга общения.