Научная деятельность Л. И. Петражицкого
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг.) – отечественный, широко известный юрист и социолог неокантианского направления. Окончил Киевский университет, продолжил обучаться в Германии. Основал психологическую школу права в России. На протяжении 20 лет работал в должности профессора Петербургского университета. Был избран в состав первой Государственной думы. С 1918 года жил в эмиграции и руководил кафедрой социологии в университете в Варшаве. Основными его трудами, в которых отражены социологические идеи, были:
- Введение в изучение права и нравственности;
- Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
Творчество Петражицкого связано с позитивизмом, натурализмом, психологическими направлениями и неокантианством. Это говорит о сложном и «пограничном» характере взглядов мыслителя.
Петражицкий характеризовал социологию в качестве научной теории социально-психических процессов. Ее предназначением является изучение участия человека в процессах социальной жизни. При этом ученый такое участие понимает как психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется словами, сообщениями, действиями, поступками человека.
Главный метод социологии Петражицкого – психологическая дедукция, основа которой – наблюдение социальных фактов. Наблюдение по отношению к физическим явлениям и процессам может быть внутреннее и внешнее. При внутреннем наблюдении оно становится самонаблюдением, как говорит Петражицкий, становится интроспекцией, то есть психологическим методом внутреннего наблюдения. По существу, такое наблюдение является переживанием социального факта и социального явления. Такое переживание превращается в объект познания и предмет интерпретации.
Из этого следует особое значение способности человека к восприятию и трактовке социальных процессов и явлений. Такой путь определяет процесс конструирования узнаваемого человеком социального мира, который зависит от того, как человек будет его интерпретировать. Такой подход к познания социального мира особенно активно начал применяться в 1920х годах представителями феноменологической социологии.
Центральное понятие социологии Петражицкого, должно заключаться в социальном поведении и его мотивах. Традиционно основной категорией социологии выступает общество, а оно не интересовало ученого. Оно было для него некоторой надындивидуальной действительностью, не имеющей особого статуса и не существовало реально в психике того, кто занимается изучением того или иного конкретного социального явления. Социология занимается изучением лишь того, что существует в психике и интерпретируется индивидом.
Общество не интересует Петражицкого в связи с его оторванностью от нормативных и мотивационных поведенческих характеристик, которые он называл «нормативные переживания» и «импульсии». Чтобы получить такие характеристики, необходимо обратиться к психологии, создающей для гуманитарных наук, в частности для социологии, прочный фундамент. Петражицкий считал, что социологическое понятие мотива, как психологический аналог, включает понятие эмоции. Не случайно им была разработана детальная классификация эмоций, при создании эмоциональной теории эстетических и этических явлений.
Индивидуальные эмоции, в соответствии с положением данной теории, являются причиной социального поведения, выражаются словами и действиями, а понимание их превращается в задачу социологии. При этом такого рода подход, основанный на индивидуальных эмоциях, оказывается недостаточен для построения научной социологии, так как в ней отсутствует выход в систему социальных отношений. В связи с этим Петражицкий использует понятие «народная психика» и связывает его с конкретным поведением посредством социальных норм, обуславливающих определенные поведенческие типы.
Теория социальных норм
Разработка теории социальных норм – одно из серьезных научных достижений Петражицкого. Он рассматривал социальные нормы в совокупности с моральными и правовыми обязанностями.
Нравственные нормы, по мнению ученого, представлены переживанием долга и его выполнением, юридические обязанности предполагают понимание долга в качестве обязанности по отношению к другому.
Любыми нормами выполняются две основные функции:
- мотивационные, или импульсивные, стимулирующие одни действия и сдерживающие другие;
- педагогические, способствующие развитию отдельных психические наклонностей и предрасположенностей людей.
Общественный прогресс был связан Петражицким с достижением идеала совершенного социального характера. Такой идеал может быть достигнут постепенно, в течение перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, а этим обеспечивается более высокая степень социально-разумного поведения индивидов.
При подведении итогов развития неокантианского направления в российской социологии, необходимо отметить, что его представителями слабое внимание обращалось на методологию исследования и социальное познание, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутренний психический мир. Особенно активно изучали проблемы долженствования, нормативность, ценность в связи с поведенческой характеристикой человека. Взаимодействие субъектов социальных процессов рассматривается в рамках нравственно-психологических отношений.
Неокантианство критиковало натурализм и позитивизм, делая шаг, с одной стороны, к неопозитивизму, а с другой стороны – к психологии. Вместе с этим неокантианство не смогло решить полностью те задачи, которые ставило перед собой о подрыве научного и интеллектуального доверия к социологическому позитивизму. Позитивизм был сохранен и усилен, приступил к поиску новых форм и ликвидации слабостей в своей методологии посредством большего дистанцирования от естествознания и его методов.