Суть феномена прогнозирования в социальной сфере
Под прогнозированием понимается разработка прогноза, который составляется с целью избегания нежелательных последствий развития событий и ускорения желаемых результатов деятельности.
Прогнозирование требует информации о прошлом, настоящем состоянии объекта и о тенденциях его развития в будущем.
Основные задачи прогнозирования в социальной сфере:
- сохранение и развитие достаточного уровня доходов, социальной защищенности граждан,
- сохранение и развитие структуры экономики, которая была бы эффективной,
- поддержание имеющихся, налаживание новых международных экономических связей, а также связей в масштабах региона, государства.
Если представить прогнозирование в социальной сфере в виде структуры, то можно выделить такие ее основные информационные блоки, как социально-трудовые, социально-потребительские, социально-политические, социокультурные и социально-психологическое самочувствие населения.
Разделы планирования в социальной сфере
- Улучшение социальной структуры населения, а именно повышение квалификации работников, сокращение числа рабочих, занятых на ручном, вредном производстве, улучшение соотношения между квалифицированным и неквалифицированным трудом.
- Улучшение культурно-бытовых и жилищных условий населения, а также повышение уровня оплаты труда, дифференциация уровня оплаты в зависимости от опыта и уровня сложности деятельности и т.д.
- Улучшение условий труда, охрана здоровья населения, совершенствование производственной среды.
- Повышение трудовой и общественной активности человека, воспитание личности.
- Планирование необходимо для того, чтобы формируемая и проводимая социальная политика отвечала требованиям всех слоев населения, учитывала бы интересы и потребности, ценностные ориентации; проводилась бы во всех основных сферах - образования, медицины, культуры и т.д.
Показатели прогнозирования
Проводимый мониторинг напрямую связан со стабильной системой показателей. Стандартность информационного набора обеспечивает удобность его поиска и фиксации и придает социальному мониторингу свойства информационного процесса.
Можно говорить о таких показателях, как:
- Уровень жизни населения (удовлетворенность материальными и духовными потребностями человека).
- Натуральные показатели (демонстрируют объем потребления конкретных материальных благ, например, состав потребительской корзины и т.д.).
- Структурные показатели (демонстрируют пропорции и структуру распределения благосостояния по уровню доходов).
Функции прогнозирования социальной сферы.
- Диагностическая.
- Прогностическая.
- Проективная.
- Планирования.
- Просветительская.
Диагностическая функция заключается в анализе эффективности функционирования социальной сферы: разрабатывается система регулярного анализа и контроля динамики социальных процессов, вся полученная информация анализируется, определяются наиболее острые проблемы, самые нуждающиеся группы и слои населения.
Научное предвидение хода социальных процессов являет собой содержание прогностической функции. Здесь разрабатываются инновационные технологии модернизации социальной сферы, определяются социальные последствия таких нововведений.
Проективная функция связана с конструированием параметров подсистем или отраслей социальной сферы (здравоохранения, бытового и социального обслуживания и т.п.), как объектов социального проектирования.
Разработка планов социального развития на всех уровнях, формирование целей, задач, постановка темпов и сроков выполнения, формирование структур, подготовка нормативной базы, координация работы по формированию социальных программ и т.д. - это функция планирования.
Наконец, суть просветительской функции состоит в пропаганде социологических знаний среди населения.