Понятие "культурная политика"
В практике государственных и общественных учреждений и организаций, в специализированных областях (образование, досуг, искусство, реабилитация, спорт и др.) в сфере социально-культурной деятельности понятие культурной политики рассматривается с разных позиций, зависящих от задач и концептуального подхода их разрешения.
Культурную политику рассматривают как закономерный источник и результат создания и реализации разнообразных концепций социально-культурной деятельности.
Статус социально-культурной политики определяется следующими видами ответственности, которые разделяют осуществляющие ее субъекты:
- гражданской,
- исторической,
- юридической,
- нравственной.
Сущность социально-культурной политики
Сущность политики государства в социально-культурной сфере состоит в перспективно ориентированной, целенаправленной деятельности, гарантирующей развитие общества в рамках обоснованно внедряемых социокультурных норм, ценностей, отношений. Политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых в руководстве социально-культурными процессами на государственном уровне.
Взаимодействие социальной и культурной сторон политики государства носит двухсторонний характер:
- общество заинтересовано в повышении социального статуса институтов и учреждений культуры, росте культурного потенциала;
- культура должна решать социальные задачи, участвовать в жизни общества.
Важным вопросом является соотношение прав и обязанностей государства и личности в социально-культурной сфере. Свобода в социально-культурной деятельности зависит от того, насколько свободен человек в реализации своих прав и свобод, таких как право:
- на выбор ценностей,
- на творчество,
- на пользование благами культуры,
- на получение художественного и гуманитарного образования,
- на отдых,
- на объединение на основе общих интересов с другими людьми и т.д.
По отношению к социально-культурной сфере на государство возлагается широкий круг обязанностей. Основу государственной социально-культурной политики заложен принцип недопустимости жесткой регламентации и административного вмешательства.
Социальная культурная деятельность тесно взаимосвязана с экономической, политической, религиозной жизнью общества. Эффективность государственной политики зависит от того, какие меры принимает государство в отношении социально-культурной сферы.
Государственная политика в сфере социально-культурного досуга должна быть научно выверенной и целенаправленной. Государству необходимо поощрять развитие общественных, предпринимательских, неформальных коммерческих структур и инициатив в социально-культурной сфере.
Направления деятельности государства в социально-культурной сфере
Одним из основных направлений деятельности государства является социально-культурная сфера.
Основная цель государственной политики в социально-культурной сфере – создание необходимых гарантий, правовых, социально-экономических, организационных условий для развития ресурсов и сети социально-культурных институтов, способствующих развитию и реализации творческого духовного потенциала граждан в интересах общества.
Направления деятельности государства в социально-культурной сфере:
- Политическая деятельность государства, направленная на законодательную защиту от экономических потрясений, политического манипулирования, национальной замкнутости. Практическая значимость государственной политики проявляется в ее ориентации на будущее.
- Обеспечение условий для общедоступности культурных благ и ценностей, всей культурной деятельности. В федеральных государственных программах сохранения и развития культуры отражены государственная культурная политика и пути ее реализации.
- Гуманитаризация образовательной системы, в том числе начального художественного и всеобщего эстетического образования. Особая государственная поддержка направлена на школы искусств, художественные курсы, студии, бесплатные библиотеки, любительское искусство и т.д. В области культуры государственный патронаж распространяется на наименее социально и экономически защищенные слои населения (многодетные, малообеспеченные, инвалиды, сироты и т.д.).
- Выявление, учет, реставрация, изучение, охрана памятников истории и искусства. На федеральные и местные органы управления возложена обязанность содействовать бережному использованию и сохранности памятников истории и искусства, которые находятся в коллективной или частной собственности. У государства есть приоритетное право на приобретение находящихся в частном владении культурных ценностей.