Состав социальной сферы
В состав социальной сферы относятся элементы, обеспечивающие ее воспроизведения, функционирование и развитие:
- субъекты социальной сферы – лицо, группа лиц, организация, населения и т. д., которым принадлежит активная роль в конкретном процессе;
- органы, осуществляющие управление социальной сферой;
- социальные связи и отношения между субъектами, подсистемами и органами управления;
- потребности, лежащие в основе этих отношений.
Дальнейшее развитие социальной сферы является необходимым условием для повышения качества жизни населения. Целесообразно в дальнейшем уделять значительное внимание вопросу системного подхода к формированию социальной сферы с целью более эффективного ее функционирования.
В национальной экономической системе социальная сфера занимает важное место как комплекс отраслей, деятельность которого направлена на формирование общих условий всестороннего развития личности, обеспечения расширенного воспроизводства трудового, интеллектуального и потребительского потенциалов общества.
Следует отметить, что важной составляющей социальной сферы является социальная инфраструктура, под которой понимают совокупность материальных объектов, обеспечивающих общие условия для эффективной деятельности человека во всех сферах жизнедеятельности.
Социальную инфраструктуру разделяют на социально-культурную и социально-бытовую.
Если социально-бытовая направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), то есть, продолжения рода. Кроме того она способствует удовлетворению его потребностей через надлежащие условия жизни. В свою очередь социально-культурная способствует восстановлению духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и во многом физических качеств индивида, Она формирирует экономически активную личность, что соответствует требованиям социума к качеству и квалифицированности рабочей силы.
Секторальная структура социальной сферы
Для эффективного функционирования социальной сферы принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая разделение всех субъектов хозяйствования, которые формируют один из ее секторов: государственный, коммерческий и некоммерческий.
Необходимо отметить, что особенностью функционирования социальной сферы является производство, распределение и доведение до потребителя социальных услуг. Услуга является элементом, специфической потребительской стоимости. В одних случаях она играет роль деятельности, в других – товара. Полезный эффект труда потребляется непосредственно на месте и связан процессом предоставления услуг, не существуя отдельно от работника, который предоставляет эту услугу.
Услуги – это действия или деятельность кого-то в пользу другого лица либо действия неправительственных или государственных организаций, направленные на удовлетворение потребностей и обеспечение прав, решения проблем, предупреждения и преодоления сложных жизненных обстоятельств отдельных лиц или социальных групп.
Другими словами, услуга – это деятельность субъектов, которая не обретает материально-вещественной формы, но при этом удовлетворяет некие потребности заказчиков – личные, коллективные.
Услуги являются результатом разнородной деятельности, осуществляемой производителем по заказу любых потребителей, и как правило, приводят к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Социальная сфера предоставляет услуги материально-бытового и социально-культурного характера в зависимости от отраслей, в которых они производятся.