Сущность понятия «толерантность»
Формирование толерантности в молодежной среде остается актуальным вопросом, который волнует исследователей во всем мире. Весьма важен этот вопрос и для РФ, так как российское общество отличается неоднородностью. Оно наполнено представителями разных народов и этносов, социальных групп и категорий. Все они представляют различные культурные ценности и интересы, которые должны быть соблюдены, чтобы в мире сохранился порядок.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние годы понятие «толерантность» стало термином, используемым на международном уровне. Содержание понятия «толерантность» раскрывается в соответствии с несколькими характеристиками:
- уважение и принятие многообразия культур, которые сосуществуют в мире;
- правильное понимание самоуважения и проявления человеческой индивидуальности и уникальности;
- единство во всем многообразии, умение найти компромисс даже в самой противоречивой ситуации;
- достижение мира, переход от культуры индивидуальной к культуре мира.
Также под толерантностью принято понимать активное отношение, которое складывается на основании признания наиболее универсальных прав и свобод индивида. В толерантных отношениях права человека утверждаются как основные, обосновываются аспекты плюрализма, демократии и торжества права.
Толерантность по своему смыслу шире, чем такие понятия, как «терпимость» и «терпимое отношение». Толерантность подразумевает способность человека выйти за пределы своего мира, понять и принять другой мир, отличный от его собственного по многих признакам: национальным, культурным, религиозным и другим.
Старшее поколение формирует и сберегает нормы и ценности, культурные и идеологические идеалы, благодаря которым в мире сохраняется свобода слова и мысли, мир. Толерантность является одной из общемировых ценностей, и ее крайне необходимо транслировать молодым людям, чтобы те могли также толерантно и терпимо относиться не только друг к другу, но и к представителям других социально-культурных групп.
Толерантность в современной социологии рассматривается не с одной, а сразу с нескольких сторон:
- Во-первых, толерантность - это определенная философия как общемировая ценность.
- Во-вторых толерантность – это культура терпимого сознания, в рамках которой человек воспринимает жизнь другого как ценность, а культурные установки – как имеющие место быть.
- В-третьих, толерантность – это особое отношение к соответствующей действительности. Несмотря на то, что мир активно меняется, появляются новые технологии, культурные и идеологические установки, человеческая жизнь должна оставаться ведущей ценностью.
Неоднозначные процессы социально-экономических и межнациональных отношений в современной России актуализируют изучение проблем толерантности, особенно в молодежной среде. Одной из проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных социальных групп и культурных традиций, становится низкий уровень компетентности молодых людей в вопросах толерантности. В связи с этим исследования в области толерантности и информирования представителей молодежи о проблеме толерантности просто необходимы. Они должны осуществляться в качестве мониторинга, а также должны отражать объективную картину существующей реальности.
Формирование толерантности у молодого поколения
Чтобы привить современной молодежи основы толерантности и толерантного отношения к другим культурам, этносам и нациям, необходимо выстраивать своеобразную систему, в рамках которой толерантность окажется в числе человеческих ценностей. Во-первых, в основе современного образования лежит ориентация студента на общечеловеческие ценности. Детям сызмальства необходимо закладывать идею о том, что все люди в этом мире равны. Каждый человек имеет равные права и возможности, в мире есть свобода слова и инакомыслия, однако, при этом идеи и основы инакомыслия никаким образом не должны вредить окружающим. Человек вправе высказывать свою точку зрения, транслировать собственные ценности и нормы, но его идеи не могут посягать на права и жизнь другого человека. В этом заключается основание безопасности и чувства защищенности каждого человека, чьи идеи каким-либо образом отличаются от общепринятых.
Во-вторых, специфика современного образования заключается в том, что оно имеет поликультурный и полиэтничный характер. В школах с первого класса обучаются смешанные группы, где есть дети из разных социальных групп, принадлежащих разным этносам и нациям. Ребенок, выросший в такой среде, раньше осознает, как важно принимать иные культурные ценности и терпимо относиться к чужим правам и свободам. Цель воспитания толерантности состоит в том, чтобы воспитать толерантность как нравственное качество. Она должна позволить узнать достоинства людей и права иных групп, конструктивно взаимодействовать с ними в условиях мультикультурного общества. Следует объективно и адекватно осознавать конечный результат взаимодействия. Чаще всего цель его – проникнуть в особенности культуры другого человека, обменяться информацией, знаниями и опытом.
Специалистами разрабатываются и постепенно внедряются инновационные методы и формы педагогической деятельности, которые выстраиваются на основе идей педагогики толерантности. Формируются специальные знания и умения, которые универсализированы. Такие толерантные подходы позволяют в дальнейшем воспитывать студентов в том же духе толерантности. Поэтому работа со студентами и молодежью именно в толерантных условиях крайне важна, и выстраиваться эта работа должна специалистами, которые также придерживаются названных принципов и правил.