Социальные проблемы семей
Социологические исследования, проведенные среди женщин, показывают весьма тревожные тенденции. Очень многие респонденты указывают на материально-финансовые проблемы и высокие ценники на продукты питания. И городские жители, и жители сельской местности говорят о проблемах незащищенности, уязвимости, о безразличии со стороны государства и отсутствии видимой поддержки от общества.
Что касается жителей крупных городов, то у них есть свои специфические проблемы. Например, они заявляют об отсутствии возможности получить качественное, и при этом недорогое лечение. В малых городах об этой проблеме заявляют реже. Однако вопрос социального обслуживания, особенно если говорить о медицинской сфере, стоит очень остро. Это связано с тем, что медицина сегодня становится только дороже, а на государственные бюджетные учреждения поступает много жалоб: врачей не хватает, лечение обычно неэффективное и некачественное. Бывают случаи, когда болезнь может быть запущена, а спасти человека невозможно, и касается это как взрослого человека, так и ребенка. Также женщины не стремятся рожать, потому что им страшно оказаться в роддоме, где им не окажут достаточную помощь.
Актуальна и жилищно-бытовая проблема. Наиболее характерна она для крупных городов. Стоимость жилья постоянно растет, и это в основном касается новостроек. Поэтому сегодня человеку со средним доходом приходится очень долго копить на первый взнос, чтобы оформить ипотеку, что также вызывает огромное количество сложностей и сомнений в том, есть ли вообще смысл приобретать собственное жилье, ведь можно снимать квартиру. Таким образом, социальные проблемы семей формируют запрос на формирование грамотной социальной политики в социальной поддержке и работе с семьями. Это касается неполных и многодетных семей, семей проблемных, где один или оба супруга ведут асоциальный образ жизни. Социальные проблемы должны решаться специалистами поэтапно, в противном случае отсутствие мер может привести к усугублению этих проблем и, как следствие, к усугублению ситуации в семейной сфере в целом.
Технологии и методы социальной работы с семьей
Социальная работа с семей осуществляется посредством специфических технологий и методов. Они подбираются индивидуально, исходя из особенностей ситуации и поставленных специалистами задач. Главная задача состоит в том, чтобы направить самих членов семьи и их энергию в позитивное русло, чтобы мотивировать их к возможным изменениям и убрать страхи и сомнения относительно будущего. Если члены семьи изменят способ взаимодействия друг с другом, если они изменят свое поведение и ориентации, то они сделают большой шаг к разрешению своей социальной, внутренней проблемы. Но самостоятельно члены семьи не могут прийти к этому, или могут, но с большим трудом. А связано это с тем, что они привыкают к своему образу жизни, считая его абсолютно правильным и подходящим, или просто не знают, как избавиться от старых привычек и образа жизни.
Процесс изменений предполагает реализацию следующих этапов:
- Выделение эпизодов и стратегий поведения, которые характерны семьям и членам семьи;
- Участие социального педагога, который наблюдает за тем, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, как формируется их обычный день, из чего состоят их будни;
- Формирование новых стратегий взаимодействия членов семьи, которые позволят избавиться от текущих проблем и предотвратят кризис;
- Достижение результатов, их закрепление, ведение семьи на протяжение определенного времени, чтобы проследить закрепившуюся динамику.
Социальный работник способен оказывать влияние на структуру во взаимоотношениях, которые формируются внутри семьи. После этого воздействия он должен проанализировать, какие изменения произошли внутри семьи, как теперь ведут себя члены семьи, какие позитивные и негативные тенденции могут быть выделены. Для этого социальный работник анализирует семейную психологическую карту. На карте отражены взаимодействия и связи всех членов семьи. Это могут быть пары или тройки (отец-мать-ребенок), союзы супругов, их детей. Также на карте отображаются взаимоотношения между членами семьи, которые могут не жить друг с другом (дальние родственники, бабушки, дедушки, тети и дяди). Когда социальный работник взаимодействует с семьей, то он ставит цель добиться общения всех членов семьи друг с другом. Но бывают случаи, когда между членами семьи нужно выстраивать границы, ведь таким образом они будут чувствовать себя комфортнее, в безопасности. Это особенно касается опеки старших над младшими, поскольку гиперопека может навредить развитию личности и ее психическому состоянию.
Чрезмерная опека родителей, абсолютный контроль делают личность несамостоятельной и зависимой. Такое проявление поведения со стороны родителей тормозит проявление личности и ее характеристик. Гиперопека с одной стороны помогает, особенно если она организуется вокруг проблемного ребенка, но с другой стороны личность, которую очень долго опекают, становится инфантильной и зависимой от чужого (родительского) мнения. В этом случае задача социального работника состоит в том, чтобы переключить энергию родителей в другое русло, чтобы оно было для ребенка безопаснее. Например, можно занять родителей обустройством жилища, организацией семейных праздников и мероприятий. Простыми словами – следует переключить фокус родителей с ребенка на иные дела и задачи по дому.
Еще одна технология – это реконструкция восприятия сложившейся ситуации. Она используется тогда, когда семьи сложные, и положение в семье практически невозможно изменить. Важно менять эмоциональное и восприятие события, а успех могут достичь те индивиды, у которых очень гибкое мышление, и сами они достаточно гибкие, чтобы подстраиваться под новые условия и уметь смотреть на ситуацию или событие под другим углом. К более глобальным технологиям относят организацию приютов, где женщины и дети могут пережить кризис семейной ситуации. Также технологии завязаны на психологической проработке личности, на проговаривании и проживании кризисных ситуаций, чтобы избавиться от их негативного воздействия.