Дридзе Тамара Моисеевна (1930 - 2000), российский социолог
Дорога в социологию
Тамара Моисеевна закончила вуз, который был совсем далек от социологии – 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков в 1956 году. Овладела двумя языками – английским и испанским – и до 1966 года работала на московском заводе «Изолятор» сначала переводчиком, а затем инженером по технической информации уже на Московском карбюраторном заводе.
Волновавшие ее мысли о проблемах развития советского общества привели ее в аспирантуру Института философии АН СССР, а чуть позже она стала первой аспиранткой только что созданного Института конкретных социальных исследований СССР. Работу писала под руководством известного отечественного социолога Б.А. Грушина. В 1970 году Тамара Моисеевна была зачислена в группу Юрия в изыскательский проект «Методология исследования социальных изменений». Эти два ученых, стоявших у истоков российской социологии, и определили ее научный путь. Кандидатскую диссертацию Т. Дридзе защитила успешно и продолжила работать в секторе Ю. Левады, где руководила группой «Семиотика и культура», работавшей над методологией исследования социокультурных процессов.
Сфера научных интересов
Базовое лингвистическое образование наложило отпечаток на сферу ее исследований в социологии. Так, докторская диссертация «Теоретико-методологические и прикладные проблемы социальной психологии знакового общения (основания семиосоциопсихологии)» носила междисциплинарный характер и была успешно защищена. Основные направления, которые ее интересовали и основателем парадигм и концепций которых она стала, это:
- лингвопсихосоциология,
- прогнозное социальное проектирование,
- информативно-целевой анализ.
Начала она с межотраслевой научной группой с разработок методов прогнозного социального проектирования. Определенные ими методы успешно применялись для анализа оснований городского устройства, по результатам которого предлагались меры по совершенствованию городского управления, разрабатывался дифференциальный подход к изучению влияния особенностей местной среды на образ и качество жизни городских сообществ. В процессе этой работы еще создали и опробовали комплексные социально-диагностические технологии, методы социальной экспертизы градостроительных проектов и программ.
Лингвопсихосоциология представляет собой науку о том, как функционируют тексты в обществе. Здесь рассматривается содержательная структура текстов как продуктов текстообразования и их функционирование в системе «индивид – общество». Эта наука опирается как на знание языковых законов и законов построения текстов, так и на знание о человеке как о деятельностном субъекте, в жизни которого текстообразующая деятельность является приоритетной.
Предметом информативно-целевого анализа также является текст, только с позиций выяснения его первичной (абсолютное количество информации текста) и вторичной (возможность множественной интерпретации текста) информативности. Первая связана с тем, что хотел сказать автор, а вторая – как может понять слушающий. Зачастую информативности могут не совпадать, что ведет к коммуникативной неудаче. Таким образом, такой анализ нацелен на выявление основных характеристик текста – способности выражать коммуникативные намерения автора и способности служить источником информации для воспринимающего его.
Тамара Моисеевна считала, что социальная коммуникация – это базовый социальный процесс, без изучения и совершенствования механизмов которого невозможно эффективное социальное управление