Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Свои», «Чужие» и «Другие», как элементы социальной структуры организации: трудности взаимодействия

Определение 1

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных действий социального характера, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного из субъектов становится причиной и следствием действий других субъектов.

Общие сведения

Каждый человек одновременно может быть членом нескольких малых и больших групп. Если личность вступает в процесс общения, имеющего межличностный характер, то она находится в нем ни как независимый субъект, а как представитель тех или иных групп, который транслирует их ценности, стили поведения, установленные взгляды.

Все существующие социологические исследования говорят о том, что проблема взаимоотношений людей в организациях сегодня стоит весьма остро. При этом межгрупповые отношения, в том числе и межгрупповые конфликты, тесно связываются с таким феноменом, как межгрупповая дифференциация.

Межгрупповая дифференциация – это феномен межгруппового общения, подразумевающий различную оценку членов своей и другой группы, различные эмоции, которые они вызывают, а также различное поведение по отношению к ним. Этот эффект возникает в межгрупповой ситуации, в которой принимают участие люди, осознающие свою принадлежность к определенной социальной группе.

Замечание 1

В современной научной среде для того, чтобы обозначить группы, членом которых является и не является человек, применяются такие термины как «аутгруппа» и «ингруппа», в быту же они обозначаются как «свои» и «чужие».

Значимость подобных категорий часто определяется тем, что такое разделение служит механизмом адаптации и выживания. Для людей они также обеспечивают комфортное существование среди себе подобных, при реализации человеческой сущности, определении внутренней индивидуальности, обретении социальной идентичности.

««Свои», «Чужие» и «Другие», как элементы социальной структуры организации: трудности взаимодействия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Социальная идентичность – это один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того, как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства.

Значение категорий "свои", "чужие", "другие"

Поэтому категории «свои» и «чужие» относят к наиболее важным для человека смысловым структурам, а тенденция делить по данным группам ближайшее окружение имеет универсальный смысл. Такая дифференцировка происходит не только на уровне больших социальных групп, но и на уровне малых социальных групп.

Категория «свой» имеет несколько значений:

  • собственный или являющийся собственностью человека, который выступает в качестве субъекта высказывания, который находится у него в пользовании;
  • связанный родственными отношениями или являющийся членом семьи;
  • находящийся в близких отношениях, близкий друг;
  • близкий по взглядам на жизнь и убеждениям;
  • соотечественник или земляк.

Категория «чужой» имеет несколько значений:

  • недоступный для понимания, принадлежащий другому;
  • не связанный близкими отношениями, посторонний;
  • иноземец, иностранец, который находится за границами родной культуры и пр.

Ситуации взаимодействия категорий

К категориям «свой» и «чужой» часто прибегают в следующих ситуациях:

  • в случае необходимости характеристики человека в социуме при межличностной дистанции, при выяснении позиции в группе и переживаний человека, которые связаны с данным процессом;
  • при разделении группы на позиции по отношению к друг другу или субъекту высказывания;
  • в случае необходимости определения границ собственности материального характера;
  • при описании особенностей внутреннего мира человека и всех противоречий, которые касаются отношения человека к самому себе и двойственной природе собственной личности;
  • при противопоставлении убеждений, взглядов, чувств и при выявлении отличий в индивидуальных характеристиках людей.
Определение 3

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Также существует категория «другой». В первом значении она ближе к «своему», в последнем к «чужому». Некоторые источники прямо указывают на их взаимозаменяемость, другие говорят об опосредованной взаимозаменяемости. Категории «чужой» и «другой» чаще рассматриваются как нечто отличающееся. Человеческое отношение к «другим» также часто варьирует.

В связи с этим различия между «чужим» и «другим» можно определить величиной дистанции от «своего» и типологией эмоционального отношения к явлениям, которые стоят за ним. Поэтому «свои», «чужие», «другие» для каждого человека могут быть совершенно различными в зависимости от внутреннего отношения.

Граница между данными феноменами не является незыблемой. Те люди, которые вчера были «чужими», завтра могут стать «своими». Необходимо помнить, что эти понятия являются эмоционально и содержательно насыщенными категориями, которые выражают отношение человека или группы людей к миру, а также к другим людям.

В каждом возрастном периоде развития может возникнуть проблема дифференциации людей по принципу «свои» и «чужие». Например, в подростковом возрасте она возникает в связи со сменой интересов, когда подросток теряет старые установки и начинает интересоваться рядом новых для себя вещей. Также эта проблема возникает в связи с тем, что возникает новая социальная ситуация развития.

Объекты обособления в категории «свои» и «чужие» могут быть конкретными, когда в их качестве определяются конкретными индивиды. Например, «новички» не сразу становятся «своими». Таким образом, в подростково-юношеский период развития, соответствующий средней и старшей ступеням обучения в школе, актуализируется идентификация со «своими» и размежевание с «чужими»; через идентификацию со «своими» и обособление от «чужих» осознается собственная позиция в социуме и выстраивается система межличностных и межгрупповых отношений.

Дата последнего обновления статьи: 03.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot